Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(9). 2014

ГуманитарныеведомостиТГПУим . Л . Н . Толстого № 1(9), февраль 2014 г . 83 УДК 378 О . В . Чукаев ТГПУим . Л . Н . Толстого ( г . Тула , Россия ) Тел .: 8-920-277-90-15, e-mail: chukaev.oleg.v@gmail.com ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙКОМПОНЕНТПРОФЕССИОНАЛЬНОГОМЫШЛЕНИЯ БУДУЩЕГОУЧИТЕЛЯИПРОБЛЕМАЕГОРАЗВИТИЯВПРОЦЕССЕИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ В статье рассматриваются сущность профессионального мышления педагога , пути и средства развития его ценностно - смыслового компонента в процессе изучения педагогики студентами педагогического университета – проблемный диалог , анализ текстов , стимулированиепрофессиональнойрефлексииидр . Ключевые слова : профессиональное мышление учителя , профессиональная компетентность , профессиональные ценности , индивидуальный смысл педагогической деятельности , педагогический текст , диалог , рефлексия . В современных условиях динамично меняющегося российского образования все более усложняется профессиональная деятельность учителя . Условием ее эффективного осуществления становится профессиональная компетентность как способность специалиста анализировать профессиональные проблемы , вычленять и решать педагогические задачи , возникающие вреальнойпедагогической ситуации , на основе актуализации комплекса профессиональных знаний , умений и навыков ; профессионального и жизненного опыта ; профессионально - личностных качеств , ценностей и центраций ( А . А . Орлов ). На решение выпускником вуза профессиональных задач ориентирован федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования , в котором результатами освоения основных образовательных программ бакалавриата являются сформированные общекультурные и профессиональные компетенции . Но профессиональная компетентность , в отличие от компетенций как внешних требований к деятельности , – характеристика субъекта деятельности , его личностное качество , поэтому ценностно - смысловой ее аспект выступает как ориентир в потоке информации , основание для профессионально грамотного вычленения в педагогической ситуации педагогической задачи и ее решения . Смысловая сфера педагога определяет гуманистическую направленность мировоззрения , действий и поступков учителя , « профессионально - смысловой потенциал » является своеобразным « ядром » его личности ( И . Э . Ярмакеев ) [16].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=