Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(9). 2014
ГуманитарныеведомостиТГПУим . Л . Н . Толстого № 1(9), февраль 2014 г . 86 ценностей личности и др .) свидетельствует о существующих проблемах в этой сфере личности студентов . Так , например , налицо проявление конфликтующих ценностных ориентиров студентов ; достаточно явно выражена у них ориентация на себя , а не на других людей или отношения ; гораздо привлекательнее для будущих педагогов стереотипный образ « хорошего , правильного » ученика ( а по своей сути , удобного для учителя ), что характеризует непрочность , конъюнктурность гуманистических предпочтений студентов , поскольку как раз во взаимодействии с неровно успевающими , выбивающимися из общего темпа , странными в поведении , непонятными , не умеющими общаться , конфликтными и т . д . учениками и проявляется действительно личностная гуманистическая ориентация педагога . Можно констатировать , что в сегодняшней ситуации в ценностно - смысловой сфере будущего педагога существуют противоречия , связанные , прежде всего , с разделением в ценностных ориентациях студентов двух слабо содержательно пересекающихся групп представлений об идеальном учителе вообще как типичном представителе профессии , ио себе лично какпедагоге . Решение проблемы развития ценностно - смыслового компонента профессионального мышления будущего учителя может идти разными путями . Исследователи говорят о таких средствах , как интерактивные технологии ; развивающая диагностика ; обучение , ориентированное на действие [7, с . 62]; предлагается разработка « специальных заданий и упражнений , где познание и самопознание составляют единое целое , активизируя субъективно - личностный аспект профессиональной подготовки » [12, с . 66]; фиксируется значимость комплексного подхода к решению данной задачи : « исследования в области изучения личностных характеристик и особенностей функционирования педагогического мышления находятся на стыке процессуальных , структурных , когнитивных и мотивационных аспектов его изучения и , следовательно , предоставляют возможности рассматривать мышление в комплексе его отдельных элементов » [15, с . 105]. В ходе опытно - экспериментальной работы мы ориентируемся на возможности диалога как пространства становления профессиональных ценностей и смыслов , работу с педагогическими текстами , развитие опыта профессиональной рефлексии будущих педагогов . При этоммы опираемся на позицию философов ( М . К . Мамардашвили , В . И . Аршинов , Я . И . Свирский ), отмечающих , что смыслы вырабатываются и удерживаются в пространстве подвижного диалога , где никто из говорящихнеможет приписать весь смыслни себе , ни собеседнику . В системе « учитель – ученик » педагог , как носитель индивидуальных смыслов , не может передать их ребенку , поскольку к
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=