Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(9). 2014

ГуманитарныеведомостиТГПУим . Л . Н . Толстого № 1(9), февраль 2014 г . 88 представлена как особый жанр ( педагогический диалог ), по законам которого развивается понимание смысла предмета [3]. Диалог познающего субъекта с автором текста позволяет выработать у будущего учителя методологическую позицию , такие характеристики его профессионального мышления , как рефлексивность , надситуативность ( М . М . Кашапов ), прогностичность , проблемность , системность ( проявляющаяся , в частности , в видении атрибутов деятельности как системы ), категориальная стройность в анализе ситуации . Рефлексивность проявляется в умении педагога не только осознавать себя как участника деятельности смножествоминдивидуально - психологических особенностей и текучестью состояний ( настроения , впечатлений , переживаний ), но и уже в ходе такого осознания дифференцировать эти особенности и состояния как конструктивные / деструктивные , оптимальные / неадекватные и т . д . Иными словами , это умение самосознающего субъекта структурировать образ « Я » в контексте деятельности , выделяя в нем векторы успешности , силы , активности . Надситуативность мышления проявляется как опыт дистанцирования от сиюминутных интенций в пользу будущего , дальних ( иногда очень смутно видимых ) последствий ситуации . Прогностичность здесь выступает как опыт построения гипотез о вероятном развитии событий или отношений между субъектами деятельности , как конструирование альтернативных очевидному образов возможной личности ( группы ). Проблемность в данном контексте можно рассматривать как опыт внутреннего диалога ( хотя его внешнее воплощение в различных вариантах схематизации ситуации также существенно ) по поводу складывающейся мозаики лиц , содержания образования или воспитания , способов активности учителя и ученика и т . д . В этом диалоге особенно важно отсутствие жесткости , толерантность к непривычному , нестереотипному . Категориальная стройность означает включенность в процесс понимания текста , смыслопорождения педагогических , психологических категорий как своеобразного каркаса , создающего опору для наполнения конкретным содержанием , фактами , обстоятельствами . В процессе изучения педагогических дисциплин будущий педагог интерпретирует тексты , отличающиеся , как всякое гуманитарное знание , субъективностью , эмоциональностью , индивидуальной личностной позицией автора . Так , в тексте Натальи Солженицыной , посвященном актуальной социальной и педагогической проблеме , явно прослеживается неравнодушная позиция человека , болеющего душой за перспективы отечественного образования , что , по сути , и есть профессиональная педагогическая ценность : « Русский язык может оставаться в ЕГЭ , но литература не должна там присутствовать . Формализация литературы убивает ее . Нет ни одной страны , где существовала бы такая практика .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=