Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(10). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2(10), июнь 2014 г 103 окрашено в благородные , возвышенные тона . Это « истинное » молчание , которое драматург так ценит . В драме о самопожертвовании ради любви « Аглавена и Селизетта » продолжительные паузы возникают по указанию автора шесть раз . Метерлинк вводит прямые ремарки , предписывающие наступление тишины . Но этот случай « истинного » молчания в драматургии Метерлинка , скорее , исключение , чем правило . Гораздо чаще молчание исподволь проникает в текст драмы , возникает между репликами действующих лиц . Такое молчание носит зловещий характер . Оно становится знаком присутствия на земле неведомых человеку сил , олицетворением хода безжалостного времени , которое неумолимо ведет к смерти . Это молчание « ложное ». Прибывающие в нём души разобщены , между ними витает дух небытия . Каждый человек настолько поглощен собой , что не реагирует на слова другого . Так возникает диалог « вне партнера », тяготеющий к монологизации . В ранней пьесе Метерлинка « Слепые » тема молчания просматривается наиболее ярко . Действие начинается с того момента , как умер священник , который вел группу слепых через лес . Становится холодно , начинает темнеть . Слепые чувствуют , что они далеко от приюта , что время позднее и путь домой будет долог . Трое слепорожденных делают попытку что - либо « установить », « разобраться », « отдать себе отчет ». Но вот между слепыми возникает и разногласие : заходит речь о том , как ждать поводыря - в молчании или заполнить образовавшуюся пустоту разговором : « Третий слепорожденный : Мы узнали почти все , что нужно ; поболтаем теперь в ожидании его прихода . Самая старая слепая : Он велел нам ждать его молча . Третий слепорожденный : Мы ведь не в церкви . Самая старая слепая : Ты не знаешь , где мы . Третий слепорожденный : Мне страшно , когда я молчу ». [5, c. 202- 203]. Процесс ожидания еще более сгущает время . Малозначительные разговоры героев имеют временное значение : они выполняют функцию ретардации , замедляя развитие действия настолько , что создается впечатление приостановки времени , вплоть до полной временной статики , восходящей в вечность . Слепые часто произносят вопросительные или восклицательные фразы то бессмысленно вопрошая , то бессмысленно и категорически что - либо , утверждая , причем часто их реплики автоматичны . А третий слепорожденный произнес слова , характеризующие причину , по которой герои стремятся избежать молчания : им страшно , когда они молчат , в то время как старая слепая напоминает , что священник велел ждать молча . В тишине витает призрак небытия , а господствующее в этой пьесе молчание - « ложное » по своей сути . Рациональное - слова - передает сущность иррационального - страха . Можно согласиться с И . Д . Шкунаевой , что « слова выступают как форма ожидания , как защита от молчания , от страха - смысл , который слепые придают разговору , обмену словами » [7, c. 52].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=