Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(10). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2(10), июнь 2014 г 11 УДК 2-426 Г . В . Валеева ( ТГПУ им . Л . Н . Толстого ) Тел .: 8 (4872) 35-74-37, e-mail: stark.k@rambler.ru Опыт теодицеи Н.О. Лосского и С.Л. Франка В статье рассматривается проблема теодицеи в религиозной философии Н . О . Лосского и С . Л . Франка . В статье раскрываются категории добро и зло , рассматривается смысл и бессмысленность мира , а так же проблема свободы выбора человека . Ключевые слова : теодицея , добро и зло , мировое зло , Бог , свобода выбора . В русской философии теодицея представлена религиозно - философским учением , стремящимся согласовать несовершенства в мире с благостью , всемогуществом и правосудием Бога . В теодицее сконцентрированы стержневые вопросы существования человека : добро и зло , справедливость и наказание , грех и добродетель , смысл и бессмысленность человеческой жизни и мира , страдание и искупление , смерть и бессмертие , свобода и ответственность . « Мыслители определяют содержание данных категорий , выявляют диалектическую связь между ними , обозначают центральные вопросы теодицеи . Каждый из философов представляет свое видение проблемы , выстраивает свою теодицею » [1, с .141]. « В русской религиозной философии , философское познание есть познание целостным духом , в котором разум соединяется с волей и чувством , и в котором нет рационалистической рассеченности »[2, с .198]. Потому опыт теодицеи русских религиозных философов , опирающихся на конкретные исторические условия - это опыт постижения зла в совершенно конкретном обществе , с одной стороны . С другой стороны , представление о теодицеи - это пример глубокого философского обобщения перспектив развития человечества в контексте противостояния явлений добра и зла . А категории , составляющие теодицею , несут в себе не только общечеловеческие смысловые оттенки , но и отражают национальный менталитет . Н . О . Лоскиий является одним из русских религиозных философов , кто имел опыт христианской теодицеи . С точки зрения мыслителя , религиозно - философское учение о теодицее возникает и развивается в основном в пределах христианского миропонимания . Но в основном теодицея - это проблема христианина , проблема человека с разбуженной совестью . И потому , чем более проникается человек христианским миропониманием , тем настоятельнее встает вопрос , как мог всемогущий и всеблагой Бог сотворить наш мир , столь глубоко пронизанный всевозможными видами зла . Мир далеко не является совершененным . То бытие , в котором человек живет , пронизано всевозможными видами несовершенства . Стоит упомянуть распространенные среди людей гордость , зависть , тщеславие , обидчивое

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=