Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(10). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2(10), июнь 2014 г 14 Существует другой вид эгоизма , нарушающего иерархию ценностей значительно больше : некоторые деятели , стремящиеся к совершенству , к абсолютной полноте бытия и , более того , к благу всего мира , принимают решение достигнуть своей цели своим собственным путем и занять первое место и возвыситься над всеми другими существами и даже самим господом Богом . У этих людей преобладающей страстью является гордость . Такие люди вступают в соперничество с Богом , считая , что они способны привести в порядок мир лучше , чем его творец . Преследуя недостижимую цель , они терпят поражение на каждом шагу и начинают ненавидеть Бога . « Эгоизм отделяет нас от Бога , поскольку мы ставим перед собой цели , несовместимые с волей Бога , что мир должен быть совершенным . Точно таким же образом эгоизм отделяет деятеля в большей или меньшей степени от других деятелей : его цели и действия не могут быть согласованы с действиями других существ и часто ведут к враждебности и взаимной противоположности » [3]. По мнению Н . О . Лосского , причиной падения человеческого существа является эгоизм . Это первичное , основное нравственное зло и все остальные виды зла суть следствия себялюбия . Таким образом , основные положения теодицеи Н . О . Лосского заключаются в следующем . Сотворение мира Богом , предшествующий шести дням развития мира , выраженного в библии фразой « в начале Бог сотворил небо и землю », состоял в творении Богом субстанциальных деятелей и в наделении их свойствами сверхвременного и сверхпространственного бытия вместе с принципами абстрактного Логоса и сверхкачественной творческой силой . Этими качествами является образ Бога в отдельном создании . Деятели , вступившие сразу на путь правильного поведения в соответствии с нравственным законом , требующим любви только к абсолютным ценностям в их иерархическом порядке , удостоились с самого начала жить в царствии небесном . Существа , вступившие на путь эгоизма , образуют сферу несовершенного бытия , в которой они освобождаются от своих недостатков посредством медленной , более или менее болезненной эволюции . Вместо полноты жизни эгоистичные , т . е . греховные , существа создают для себя ограниченное , бесцветное существование ; разочарования , вытекающие из эгоистических действий , представляют собой непосредственную имманентную санкцию нравственного закона . Сохраняя инстинктивное стремление к полноте жизни , эгоистичные деятели постоянно ведут борьбу за то , чтобы выработать новый , более сложный тип существования , чтобы заняться более важными видами деятельности . Для достижения этой цели они вступают в союз друг с другом ; они объединяют свои силы , отказываясь до известной степени от своего исключительного эгоизма и подчиняясь некоторому деятелю , который изобрел более сложный тип жизни . Они образуют « родственное » тело этого более развитого деятеля и служат ему в качестве его органов . Таким образом , деятели становятся , например , атомами , т . е . такими типами жизни , как кислородность , фосфорность и т . п .; на более высшей стадии появляются молекулы , т . е . такой тип жизни , как вода , соль и т . п . Был сделан огромный шаг на пути к большей сложности и богатству жизни

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=