Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(10). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2(10), июнь 2014 г 15 теми деятелями , которые изобрели органическую жизнь растений и животных . Последующую стадию развития жизни на земле составляет появление человека . Земной человек - это тварь , восходящая от животности к духовности . « Жизнь земного человеческого типа была изобретена деятелями , которые на основе всего своего предыдущего опыта , сначала неорганической , а затем растительной или животной жизни , поднялись до осознания абсолютных ценностей и долга , заключающегося в том , чтобы творить их в своем поведении »[5, с . 139]. На предыдущих стадиях своего развития эти деятели были только потенциально личными , но , достигнув человеческой стадии , они стали актуальными личностями . Утверждение , что один и тот же деятель может развиваться от электрона до человеческого типа жизни и подняться выше человека , например в форме общественного я , - это утверждение есть не что иное , как учение о перевоплощении . Мыслитель утверждает , что в процессе перевоплощения все деятели рано или поздно преодолевают свой эгоизм и удостаиваются обожествления через посредство благодати . Но так как процесс развития совершается посредством свободных творческих актов , он часто не является прямым восхождением в царство Бога , но содержит временные грехопадения и заблуждения . Лосский называет нормальной эволюцией ту линию развития , которая ведет прямо к вратам царства Бога . Философ отвергает учение о том , что Бог творит мир в соответствии со своими божественными идеями , составляющими часть его бытия , потому что Бог и мир онтологически совершенно отличны друг от друга и не имеют ни одного тождественного аспекта . Идеи , которые неизбежно включаются с самого начала в строение мира , как , например , математические идеи , представляют собой тварное бытие , а не состояние Бога . Н . О . Лосский считает , что его концепция Бога и мира совершенно противоположна пантеизму , что она является чистейшей формой теизма . Она сохраняет поэтический характер пантеизма , потому что онтологическая пропасть между Богом и миром не препятствует Богу как любящему отцу всегда и везде устанавливать отношения со своими тварями . Это отношение может бытъ особенно близким , потому что Бог - Сын , конкретный Логос , становится с самого начала сотворения мира Богочеловеком , именно божественным человеком , и всякая добродетель , в частности абсолютное совершенство царства Бога , реализуется только при милостивом содействии Богочеловека . Русский религиозный философ С . Л . Франк , к проблеме теодицеи подходит через определение и сотворение мира . Мир , говорит Франк , есть актуальное и безличное бытие . До самого последнего времени это казалось рациональным по форме , но хаотическим и бессмысленным по содержанию . Еще хуже , что оно равнодушно к добру и злу , а в действительности скорее враждебно к добру . Учение о сотворении мира из ничто не может быть , однако , понято буквально : во - первых , ничто , из которого , как полагают , мир должен был быть сотворен , есть просто слово , ничего не значащее ; во - вторых , организация мира уже предполагает время , но о самом времени можно , в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=