Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(10). 2014
Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2(10), июнь 2014 г 19 Учение Франка о свободе неудовлетворительно в силу той же самой причины - слишком значительного преувеличения единства между Богом , миром и всеми существами . Мыслитель утверждает , что мы никогда не совершаем зла свободно : мы лишь в него невольно вовлекаемся . Он считает , что только стремление к добру поистине свободно , потому что добро совпадает в глубинах реальности с существованием , образует истинную внутреннюю основу нашего бытия : концепция свободы , которая по существу совпадает со святостью как свободное посвящение себя лишь добру , не принимается им как абсурд . Свобода , как бытие у самого себя есть состояние , когда самость от самое себя и внедряется своими корнями в нечто другое , более высокое . Отсюда ясно , что свобода означает для Франка полную зависимость поведения от внутренней основы личности , и поскольку эта основа есть реальность как добро , то свобода , с его точки зрения , означает то , что обыкновенно называется рациональной свободой . Теодицея в русской религиозной философии - учение , вновь поставившие вопрос о добре и зле в мире , о преобразовании общества посредством преобразования человеком своего внутреннего мира . Особенность теодицеи заключается в том , что все учения о проблеме представлены опосредовано через категории « Бог », « добр » и « зло ». Исследования проблемы теодицеи русских религиозных философов имеют ряд общих черт : признание антиномичности мира , который существует в двух противоположных , но неразрывных планах ; интерпретация человека как ответственной персоны за зло , но несущей в себе образ Бога . Своеобразие учений отечественных мыслителей заключается в различной терминологии и акцентах . Главный вопрос теодицеи о существовании зла в мире , о мере ответственности за зло человека и способах его преодоления . « Как бы не волновала проблема зла наше сознание , и как трудно ни было бы религиозной мысли согласовывать реальность зла с реальностью Бога , сама очевидность Бога ни в малейшей мере не колеблется реальность зла , а , напротив , остается незатронутой этим сомнением . Ибо эта очевидность покоится на самой себе , а не есть итог какого - либо умозаключения . Более того , “ реальность ” Бога обладает большей реальность факта » [9, с . 38]. Литература 1. Валеева Г . В . Проблема теодицеи в русской религиозной философии конца XIX – начала XX вв . // Научные Ведомости БелГУ . Сер . Философия . Социология . Право . 2010. № 2(73). Вып . 11. С . 140-148. 2. Бердяев Н . А . Русская идея : основные проблемы русской мысли XIX и начала XX в . [ Электронный ресурс ] // POETICA : [ сайт ]. URL: http://philologos.narod.ru/berdyaev/berd-rusidea.htm ( дата обращения : 10.05.2014) 3. Лосский Н . О . Бог и мировое зло . Основы теодицеи [ Электронный ресурс ] // Rumagic.com: библиотека парапсихолога : [ сайт ]. URL:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=