Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(10). 2014
Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2(10), июнь 2014 г 4 К юбилеюдиссертационного совета УДК 172. 4 Н . Л . Богомазова ( ТГПУ им . Л . Н . Толстого ) Тел .: (4872) 35-74-37, e-mail: phileo@tspu.tula.ru МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЯПОНСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ВОСТОК – ЗАПАД Данная статья представляет собой этимолого - культурологический анализ понятия долга в японской культуре . Исследование начинается с кросс - культурного анализа Востока и Запада по проблеме отношения человека к своему прошлому , далее автором рассматривается полисемичность понятия долг и формулируется концепция морально - этического долга , являющаяся характерной особенностью японского менталитета . Ключевые слова : морально - этическая концепция , система долговых отношений , культура Японии , менталитет , культурно - исторический процесс , идеология , Восток - Запад . « Сегодня в мире происходит процесс глобализации …, приводящий к разрушению границ между культурами различных народов , потере индивидуализации народа , … созданию американо - европейской культуры » [4 с . 16-17]. Актуальность исследования обусловлена остротой постановки проблемы Восток – Запад в современном мире , проблемой сохранения идентичности национальных культур . По мнению немецкого философа Вальтера Шубарта , «… проблема Восток – Запад предстает как грандиозная проблема обновления человечества , как возможность одухотворения Запада Востоком , как призыв к восстановлению первоначального единства расколотого человечества , как задача созидания совершенного человека » [13]. Современный культурно - исторический процесс , отличающийся глобальными проблемами , цивилизационными процессами , изменениями в сфере межгосударственных отношений , науки , образования , культуры , новыми социокультурными тенденциями , основанными на принципах свободы и плюрализма , ориентирован на формирование принципиально нового типа личности : социально адаптированной , обладающей интеллектуальным потенциалом , психологически устойчивой , физически развитой , волевой , целеустремленной , с морально - этическими нормами , чувством долга перед Родиной и чести перед собственным именем [14, с . 44]. Формирование данного типа личности возможно лишь при условии обновления идеологической политики государства , которая должна ориентироваться на принципы верности , чести , долга и морали , что является основополагающим элементами конфуцианской доктрины построения государственных , общественных и межличностных отношений и кодекса чести – « Бусидо » - морально - этической концепции японской культуры [3].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=