Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(10). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2(10), июнь 2014 г 43 « Нравилась ему математика нелепостью внешнего вида своих формул ». Реальность казалась ему каким - то огромным блином , в котором стираются все грани . Именно поэтому герой не различает событий своей внутренней жизни , например , от домов . К концу рассказа подобная странность приведет героя к гибели . Вася легко соглашается на спор прыгнуть из окна , так как считает неразличимым первый и десятый этаж . Но и это ему не помогает заглушить ему равнодушие вселенной . Рассказ « Мистик » [5] повествует о « загробных » переживаниях Паши . Примечательно , что главной почитательницей его рассказов является дворовая проститутка Лидочка . В ее образе соединяется самое низменное и возвышенное в человеке . Она искренне любит проституцию и смотреть на небо . Ее ненавидят , и вмести с тем любят женщины , чьи мужья пользуются ее услугами . Паше она отдается всегда бесплатно , за что местные старухи называют ее святой . Ее святость подчеркивается и внешне : над Лидиным венком из усталых ромашек пылает тихое , затаенное сияние , замечают старухи . Подобно тому , как в предыдущем рассказе мыслится вселенная , здесь мыслится загробный мир . Метафорически она изображается ямой . « Куда ни пойдешь , яма ... Большая такая », – говорит Паша . Но все - таки этот мир более структурирован . Недаром , основная тема его рассказов – это любовь в загробном мире . Она имеет подчеркнуто духовный характер ( ср . сигизия у Валентина ): « Если кто друг в дружку влюблен , то просто сидят и цельными временами разговаривают между собой всякую всячину » [5]. Особенностью данного рассказа является наличие двух главных героев , чья метафизическая позиция выражается различным образом : парадоксальность жизни Лидочки и трансперсональный опыт Паши . Главный герой рассказа « Висельник » [5] имеет « говорящую » фамилию - Ублюдов пытается инсценировать самоубийство из - за того , что жена не дала ему водки . Непосредственно в этом рассказе метафизический пласт выглядит стертым . Пролить свет на этот рассказ может помочь статья А . Дугина « Алкоголь и душа » [2]. Алкоголь рассматривается в ней , как способ раскрытия Сердца . Однако , для Ублюдова как и для многих других людей не прошедших инициацию происходит « разлитие сердечной субстанции в " зоне змея ". Дремлющий Дракон пробуждается , набрасывается на замеченного пришельца и поглощает его ». Это и толкает алкоголика на безнравственные поступки . Рассказ « Душевнобольные будущего » [5] рисует картину перевернутой реальности . Все то , что считается в современном автору обществе само по себе разумеющимся , приобретает негативный аксиологический статус для общества условного будущего . Нормальным состоянием здесь считается состояние бреда . У психиатров вызывает крайнее удивление отсутствие у героя попыток самоубийства ( но на самоубийства - то вы , надеюсь , хоть раз пять покушались ?) или желания съесть глаза партнерши после полового акта . В целом , отсутствие стремлений на тот свет у героя не характерно для ранних рассказов Мамлеева . Здесь , на наш взгляд , героем выступает не Горрилов , а само общество будущего в лице нескольких врачей . Именно они провозглашают те идеи , с которыми мы сталкивались в предыдущих рассказах .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=