Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(10). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2(10), июнь 2014 г 44 В этом рассказе нет алкоголя , но его место занимают наркотики будущего , единственным минусом которых было « желание вскочить куда - нибудь повыше ». Измененным представлен здесь и мир в целом , а не только человеческого общества . Собаки здесь боятся кошек , а не наоборот ; слезы у людей небесно - голубого цвета - замечает писатель . Подобно тому как в нашем обществе , люди не вписывающиеся в общепринятые нормы , а тем более метафизические парадигмы могут быть помещены в психиатрический стационар . В данном обществе в стационар помещаются все , кто нашим нормам соответствует . И самым опасным душевнобольным считается человек , который возомнил то , до чего не докатился даже Горрилов . Он находится в полной изоляции от общества , так как утверждал , что « дважды два четыре ». Рассказ « Только бы выжить » [5] представляет собой антитезу рассказу « Счастье ». Пугаева не только не тянет к потустороннему или философским рассуждениям . Напротив , он всячески боится смерти . И после того как он видит смерть мужика от стекла его буквально охватывает помешательство . Страх смерти заслоняет все его интересы . Этот страх заставляет Пугаева как можно более стабильно обставить свою жизнь и жизнь дочки . Он сам будучи тучным , специально откармливает дочь на случай голода . Его поэзия как нельзя лучше выражается словами : « Бойся мальчишек , двора и воздуха . Лучше всего бывает под одеялом ». Отец не предполагает , что ограничивает свободу дочери . Но , « можно успешно симулировать заботу о свободе , ограничивая ее » [8, с . 61], Пугаев доходит в этом до крайности . Таким образом , мы в рассказе встречаемся с всеохватывающим стремлением сохранять обыденный порядок , существующий в данной коммунальной квартире , в которой уже много лет по сути ничего не меняется . А по сути , под этой квартирой имеется в виду , эмпирический миропорядок . В рассказе есть аллюзия на Библию . Самая старая жительница квартиры – Пантелеевна говорит соседям фразу « А вы , граждане и лиходеи , иное , чем мой зад , и не достойны зреть . Личико мое вы никогда не увидите », отсылающую нас к разговору Бога и Моисея в книге Бытия . Один из самых больших среди ранних рассказов Мамлеева « Неприятная история » [5] показывает нам еще один пример Das Man, теперь в виде успешного ученого , страдающего порочной страстью к еде . Даже в ситуации угрожающей жизни Анна Карловна не в силах признать перед обществом свою неприличную страсть . Хотя умом она понимала неизбежность смерти от заворота кишок , « некое страстное чувство не допускало мысли о смерти до глубины сознания и эта мысль витала где - то на поверхности , как будто речь шла о том , что умрет не Анна Карловна , а кто - то другой ». Эта типичная позиция , что умирают всегда другие ». Вместо страха смерти ее больше мучил страх утери привычного образа жизни , то , что если она выздоровеет , то уже не сможет питаться по старому . Тема живота продолжается в рассказе « Урок » [5]. Речи об обжорстве здесь больше не идет . « Почему ум помещается в голове , а не в теле , – изнеженно - странно думает учительница . – Там было бы ему так уютно и мягко », « но больше всего я люблю свой живот », – думает Анна Анатольевна .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=