Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(10). 2014
Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2(10), июнь 2014 г 65 экономической и идеологической конфронтации между СССР и США , получившей название « холодная война ». Именно в этот период мир оказался на грани ядерной войны , способной поставить под угрозу существование целых стран , континентов и всей человеческой цивилизации . Это усиливало и углубляло эсхатологические настроения и представления народа . Объясняя эти факты , мы можем определить , что вера ( квазивера ) и эсхатологические настроения и представления занимают особое место в социальной и культурной действительности культа личности . А также накладываются на нравственные представления и ответственность перед обожествленным вождем . Где коммунизм выступил в роли социального мифа , а этика сталинизма стала его нравственным обоснованием . Поэтому квазирелигия культа личности – это социальный миф , часто находящий отражение и поддержку в массовом сознании . Вера народа трансформируется здесь в новую форму - квазиверу с иной парадигмой мышления , когнитивным ядром , ценностным отношением , познанием и преобразованием окружающего мира и человека как субъекта квазиверы . Вера не прекращает существовать в понимании своих прошлых форм , используя их как источник базового опыта . Трансформация веры , ее секуляризация приводит к тому , что квазивера органично вписывается в этическую парадигму сталинской этики , - это можно наблюдать в отражении категории долга , как формы сознания , критерии пользы – как ценностной универсалии . Квазивера актуализирует главные ценностные установки сталинской этики в мирской жизни советского человека . Можно с уверенностью сказать , что квазивера определяет общественное сознание и отражает его квазирелигиозный характер , формирует соответствующее социальное , нравственное поведение и парадигму мышления человека . При смене эпохи ( наступление эпохи « оттепели »), смерти вождя , развенчивании культа личности происходит трансформация , разрушение прежних ценностей , изменение парадигмы мышления . Это вело к неразрешимым противоречиям , которые приводили к массовым самоубийствам , последовавшим за смертью Сталина . Все эти факты демонстрируют квазирелигиозную сторону этики сталинизма . Поэтому сталинскую этику нельзя считать религией в чистом виде , в ней нет подлинных религиозных оснований . Это не теономная этика . Но это особый тип , модификация светской этики , историческая ступень , в которой происходит наделение качествами святости отдельных категорий , личности , действий . Этика сталинизма является подготовительной ступенью в историческом развитии советской этики как научной дисциплины . Литература 1. Волкогонов Д . А . Сталин . Политический портрет . В 2 кн . Кн . 2. М .: Новости , 1992. 704 с ; то же [ Электронный ресурс ] // Военная литература : [ сайт ]. URL: http://militera.lib.ru/bio/volkogonov_dv/11.html ( дата обращения : 15.03.2014).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=