Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(10). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2(10), июнь 2014 г 83 меня хватит », мы можем проследить проявление прямой и косвенной агрессий : спустя годы счастливого поначалу брака муж главной героини Митч превратился в жестокого тирана , изменяющего жене и избивающего ее по малейшему поводу . Его действия несут смертельную угрозу героине Слим и ее пятилетней дочери , но бегство не решает проблемы , а лишь приближают трагическую развязку . Таким образом , мы подходим к таким фундаментальным характеристикам аутоагрессии как жестокость и нанесение ущерба всему живому и любому неодушевленному предмету . Помимо этого в аутоагрессии можно выделить адаптивную функцию , которую Э . Фромм считал доброкачественной . Она способствует поддержанию жизни и является реакцией на угрозу витальным потребностям . Контроль над стихийным началом дает возможность остаться человеку психологически культурным . Ослабление механизмов контроля ведет к проявлению злокачественной агрессии , деструктивности и жестокости [6]. Фильм « Невидимая сторона » демонстрирует нам аутоагрессию как защитный механизм , она предстает как доброкачественная аутоагрессия . Майкл рос в неблагополучной семье , в которой его воспитанием и развитием никто не занимался . Мы наблюдаем депривацию в общении с матерью и в материнском уходе . На фоне этого у Майкла сформировалось агрессивное поведение , как адаптивная функция . Он научился не реагировать на жестокое отношение людей к нему и не применять физического насилия . При исследовании проблемы аутоагрессии необходимо также учитывать , что биологически запрограммированной у человека является лишь оборонительная агрессия . Деструктивность является социальным продуктом , возникновение жестокости зависит от социума , его ценностей , культуры . Это имеет огромное методологическое значение для социогуманитарного знания . Социализация и интеграция человека может приводить к деструктивному поведению . Примером такой деструкции может выступать « бегство от свободы » ( Э . Фромм ). В нем человек отказывается от « независимости своей личности », стремиться « слить свое Я с кем - нибудь или чем - нибудь внешним » [7], для обретения силы , недостающей ему самому . Наглядным примером в визуальной культуре деструктивного характера « бегства от свободы » можно считать фильм « Забирая жизни ». Недостаток материнской любви , тепла и ласки повлияли на формирование психики ребенка . Это усугубилось тем , что у будущего серийного убийцы был положительный брат - близнец , которого мать явно любила больше . Стремление заполучить любовь матери толкает его на первое убийство – убийство брата . Но это не просто убийство , это возможность прожить его жизнь вместо « неудавшейся » своей жизни . Но этот опыт оказался болезненным , так как мать распознала подмену , и заманчивым , так как это давало возможность присваивать чужую жизнь и проживать ее как лучший вариант своей . Это инициировало поток последующих смертей и забранных жизней . Бегство от свободы здесь раскрывается в стремлении проживать чужие жизни , жить ими , меняя свою личность на личность убитого , на его привычки , среду обитания . Невроз из - за отношений с матерью , толкает главного

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=