Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(10). 2014
Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2(10), июнь 2014 г 90 обучения до активного участника процесса . Экологическое образование предусматривает не просто перетекание знаний от преподавателя к студенту , а самостоятельное усвоение знаний последним . Самообразование , как необходимый компонент профессионализма будущих специалистов , рассматривалось в научных трудах А . Алексюка , Л . Долговой , В . Козакова , Дж . Равена , В . Свистун , Г . Селевка , Н . Солдатенко , А . Фортунатова , Т . Шамовой , В . Ягупова . Среди молодых украинских ученых , которые исследовали проблему формирования готовности будущих специалистов к определённого виду деятельности , наиболее известны О . Бойко (2005), О . Керницкий (2004), О . Малыхин (2000), М . Рогозина (2005), Н . Терещенко (2000). И всё же , вопрос формирования готовности будущих специалистов к экологическому самообразованию остаётся открытым . Чтобы проследить , каким образом процесс учебы в университете может способствовать развитию таких качеств личности , как саморазвитие , самоорганизация , самостоятельность , любознательность , способность решать экологические задачи , мы специально разработали и провели педагогический эксперимент . Базируясь на современных исследованиях проблемы готовности к самообразовательной деятельности [5-7], а также публикациях по экологической педагогике [1; 8-10; 12-15], нам удалось проследить многогранность качества готовности к экологическому самообразованию . Оно состоит в первую очередь в интегрированности психологических и профессиональных характеристик личности . Таким образом готовность к экологическому самообразованию проявляется в активно - деятельном состоянии , в способности к эффективной познавательной деятельности и формируется с помощью самооценки , саморазвития , самоопределения , самообучения и самовоспитания в экологической сфере . Рассматривая готовность к экологическому самообразованию будущих специалистов - экологов в целом , следует выделить такие структурные компоненты как мотивационный , когнитивный , операционально - деятельностный , оценивающе - корректирующий и субъектный . Формирование каждого компонента готовности студентов к экологическому самообразованию отражается в овладении ими определёнными знаниями , умениями , навыками , профессионально важными качествами . Так , мотивационный компонент обеспечивает высокую степень заинтересованности , осознание необходимости и важности своей деятельности , постоянное стремление к приобретению новых знаний и усовершенствованию своих профессиональных и специальных способностей . Формирование когнитивного компонента готовности к экологическому самообразованию предусматривает овладение студентом базовыми теоретическими и практическими знаниями , глубокой осведомлённостью в экологической проблематике , отслеживание специализированных данных и инновационных технологий , а также знание того , как можно пополнять и совершенствовать свои экологические знания и способности . Операционально - деятельностный компонент включает специальные учебно - познавательные навыки , умения и способности , лежащих
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=