Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(10). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2(10), июнь 2014 г 97 УДК 7.035 Е . Р . Клянина ( ТГПУ им . Л . Н . Толстого ) Тел .: (4872) 35-74-37, e-mail: phileo@tspu.tula.ru Влияние Каспара Давида Фридриха на европейское искусство XIX – первой половины XX веков ( Научный руководитель - доктор искусств Майоров А . И .) Статья посвящена Каспару Давиду Фридриху - одному из ярчайших представителей романтического направления в живописи . Его творчество оказало влияние как на современников ( Й . К . Даль ), так и на художников последующих периодов , его произведениями вдохновлялись символисты ( А . Бёклин ) и сюрреалисты ( М . Эрнст ). Ключевые слова : Каспар Давид Фридрих , влияние , европейское искусство , живопись , стиль , сюжет . Каспар Давид Фридрих (1774-1840) один из ведущих представителей немецкого романтического пейзажа . Художник получил весьма широкую популярность в начале творческой деятельности , как на родине , так и за рубежом . Его мастерскую посещали поэт В . А . Жуковский , а так же братья Александр Иванович и Сергей Иванович Тургеневы . Каспару Давиду Фридриху наряду с другими художниками романтической эпохи , был интересен пейзаж как один из основных жанров в западноевропейском искусстве . Из современников художника , наиболее близок к нему по стилю и сюжету находится живописец Йохан Кристиан Даль , являющийся « отцом норвежского пейзажа ». Каспар Давид Фридрих и Йохан Даль познакомились в 1818 году во время проживания норвежского живописца в Дрездене с 1818 по 1820 гг . « Их объединяла любовь к природе и общая манера письма , основанная на изучении и наблюдении самой природы , а не на академическом клише , которое они так глубоко презирали ». В своей работе « Мегалит » 1824-1825 годов Йохан Кристиан Даль повторяет полотно Каспара Давида Фридриха « Дольмен в снегу » 1807 года . На картине изображен дольмен в окружении трех дубов , но если на полотне Фридриха цветовая гамма выполнена в серых тонах , то в работе Даля она выдержанна в нежных розово - сиреневых и центр композиции смещен влево . Манера письма норвежского пейзажиста носит более пышный свойственный барочной живописи характер . На полотне « Извержения Везувия » 1820 года , написанной во время путешествия Йохана Кристиана Даля по Италии , художник в качестве сюжета выбрал поток текущей лавы , языки огня и клубы дыма . На картине изображены две небольшие человеческие фигуры , расположенные на ярком фоне потоков лавы , и наблюдающие за извержением , повернутые спиной к зрителю . Писать человека , таким образом , было характерной особенностью живописи Каспара Давида Фридриха . Картина « Двое созерцающие Луну » написанная в 1819 году

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=