Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(10). 2014
Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2(10), июнь 2014 г 98 изображает двух людей стоящих спиной к зрителю на фоне яркого ночного неба освещенного тоники серпом Луны . На обеих картинах пары наблюдают за явлениями природы . Персонажи выступают созерцателями , это один из часто используемых сюжетов живописи Каспара Давида Фридриха , художника интересуют не индивидуальные черты человека , а общее настроение и атмосфера увлеченности мощностью природы . Произведения Каспара Давида Фридриха , находящиеся в русской коллекции , оказали влияние на некоторых русских художников в частности на Ивана Шишкина и Архипа Куинджи . Иван Иванович Шишкин один из самых известных русский пейзажистов XIX века , был известен , совей точностью воспроизведения любых растительных форм . В своей работе « На севере Диком »(1891) в центре композиции изображена сосна в снегу , полотно полностью соответствует стилистики романтизма . Каспар Давид Фридрих нередко обращался к теме одиночества через изображение природы , а конкретно одинокого дерева в таких полотнах как « Пейзаж с одиноким деревом »(1822) и « Дуб в снегу »(1829). Картина Шишкина была посвящена стихотворению М . Ю . Лермонтова « На севере диком стоит одиноко …» 1841 года , это был перевод Стихотворения Гейне . На полотне Куинджи « Ладожское озеро » 1873 года художник изобразил плавную светлую линию каменного берега , сочетающуюся с гладкой темной поверхностью воды , по которой плывет маленькая лодка . В общем настроении картины явственно проступает отсыл к работе Каспара Давида Фридриха « Скалы на острове Рюген »(1818) где , светлые скалы обрамляют темную гладь воды , а так же пространство обеих картин заполнено пустотой и светом . На рубеже XIX – XX веков к Каспару Давиду Фридриху обратились символисты , которые ценили его аллегорические пейзажи . Из самых ярких художников данного течения следует выделить Арнольда Беклина , в чьих работах явственно обнаруживается влияние немецкого пейзажиста . Беклин – швейцарский живописец - символист , первоначально в своем творчестве обращался к жанру пейзажа , в зрелых работах художника остались отголоски этого увлечения . Ранняя работа « Равнина с грозовым небом » 1846 года изображает бескрайние природные просторы , где большую часть полотна занимает небо с пышными кучевыми облаками . В своих поздних пейзажах Каспар Давид Фридрих довольно часто прибегал к таким сюжетам . Работа « Воспоминание об Исполиновых горах » 1835 года , написанная с большой высоты , открывает горную панораму , утопающую в кучевых облаках . Но в отличие от Беклина , небо и земля сливаются у Фридриха в единое целое . На полотне , швейцарского символиста , « Остров мертвых » 1880 года явно прослеживается влияние Каспара Давида Фридриха , на водной глади возвышаются скалы , в середине которых растут деревья , и на фоне всего этого величественного острова маленькая лодка с двумя людьми , расположенными к зрителю спинами . Так же , как и на полотнах Каспара Давида Фридриха , « человек выступает безликой пещинкой по сравнению с величественной природой ».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=