Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014
Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 116 УДК 159.9.075 Пазухина С . В . ( ТГПУ им . Л . Н . Толстого ) Тел .:(4872) 35-56-68, e-mail: pazuhina@mail.ru ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ 1 В статье описываются результаты эмпирического исследования уровня сформированности компонентов экстремальной компетентности у будущих учителей начальных классов , полученные на констатирующем и контрольном этапах эксперимента , проводится их анализ . Ключевые слова : экстремальная компетентность , безопасность образовательной среды , профессиональная подготовка будущих учителей начальных классов . Под экстремальной компетентностью учителя мы понимаем вид профессиональной компетентности , сочетающей в себе особые психологические качества педагога , способности , навыки и умения , определяющие эффективность действий педагога в экстремальных условиях жизнедеятельности ребенка , ситуациях их предупреждения и преодоления последствий и его готовность к оказанию первичной ( экстренной ) медико - психолого - педагогической помощи ученику [4]. Для целенаправленного изучения и развития экстремальной компетентности нами были выделены ее составляющие ( компоненты ) и соответствующие показатели , которые отражают определенный уровень сформированности изучаемой компетентности и могут быть подвержены диагностике . В поиске подходов к построению структурно - содержательной модели экстремальной компетентности будущего учителя начальных классов мы шли от общего к частному . Нами были последовательно проанализированы идеи отечественных и зарубежных ученых в связи с разработкой ими таких понятий как « компетенция », « компетентность », « профессиональная компетентность », « профессиональная компетентность педагога », « виды профессиональной компетентности учителя », « экстремальная компетентность », а также связанные с ними представления об экстремальных ситуациях в образовательном процессе начальной школы и технологиях обеспечения безопасности образовательных учреждений . При рассмотрении категории профессиональной компетентности и ее разновидности – экстремальной компетентности , а также соотношения понятий компетентности и компетенции в своей работе мы придерживались позиции А . К . Марковой , описывающей компетенцию как определенную сферу , круг вопросов , которые человек уполномочен решать . « Иногда можно услышать , – 1 Исследование проведено при финансовой поддержке гранта РГНФ, проект № 13-16-71006
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=