Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014
Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 117 пишет она , – это в области моей компетентности ( я умею , могу это решать ), но не в моей компетенции ( меня не уполномочили это решать ); или , что реже : это в моей компетенции ( я имею право это решать ), но я чувствую , что у меня недостает компетентности для этого » [3, с . 34]. Этой же точки зрения на соотношение понятий « компетенция » и « компетентность » придерживаются и другие ученые . Так , Ж . Г . Гаранина и Ю . Ф . Майсурадзе рассматривают компетенцию как полномочия , а компетентность как характеристику носителя этих полномочий и делают вывод о том , что субъект определенной деятельности может быть наделен компетенцией , но при этом не обладать компетентностью [1; 2]. В структуре экстремальной компетентности учителя мы выделили пять взаимосвязанных компонентов : когнитивный , мотивационно - ценностный , эмоционально - волевой , поведенческо - деятельностный , рефлексивно - оценочный компоненты . Интеллектуальные , мотивационные , ценностно - смысловые и эмоционально - волевые структуры психики педагога как субъекта профессиональной деятельности в нашей работе рассматриваются в качестве предпосылок успешной деятельности в экстремальных ситуациях и в своей совокупности образуют личностно - психологический блок экстремальной компетентности . Поведенческо - деятельностный компонент составляет предметно - практический пласт экстремальной компетентности учителя ( рис . 1). Рис . 1. Психологическая структура экстремальной компетентности учителя Когнитивный компонент экстремальной компетентности характеризует круг специальных знаний , необходимых будущему учителю для реализации экстремальной компетентности , а также уровень сформированности когнитивной сферы , позволяющей адекватно воспринимать , быстро оценивать Рефлексивно - оценочный компонент Мотивационно - ценностный компонент Эмоционально - волевой компонент Поведенческо - деятельностный компонент Когнитивный компонент
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=