Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 140 НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ УДК 7.045.5. Клянина Е . Р . ( ТГПУ им . Л . Н . Толстого ) Тел .: (4872) 35-74-37; e-mail: phileo@tspu.tula.ru СИМВОЛЫИ ОБРАЗЫСМЕРТИ В ЕВРОПЕЙСКОМ ИСКУССТВЕ В статье рассматривается место темы смерти в европейском искусстве . Мы проследили ее развитее , начиная с Древнего Рима до настоящего времени . На конкретных произведениях искусства установлено , что к теме смерти обращались художники , делая ее основным сюжетом произведения или оставляя намеки на нее в произведении . Мы приходим к выводу , что в разные периоды истории тема смерти по - разному отражена в европейском искусстве , но всегда остается актуальной . Ключевые слова : европейское искусство , символ , образ , тема смерти , « Триумф смерти ». В современной науке понятие символ одно из самых многозначных . Слово « символ » произошло от греческого – symbolon, и переводится как знак или опознавательная примета . « Символ – это то , что служит знаком , какого - нибудь понятия , явления , идеи » [7, c. 597] – вот самое общее определение этого понятия , который дает в своем словаре С . И . Ожегов . Искусство часто использует художественные образы , изображая или используя какой - то предмет , автор нередко наделяет его символическим смыслом , зачастую даже не осознавая этого . Это связанно с тем , что многие символы носят архаический характер и воспринимаются человеком на уровне подсознания . Изображение одного предмета может отсылать зрителя к огромному количеству изображений этого предмета во всей истории искусства или культурной традиции связанной с этим объектом . Прежде чем начать анализировать произведение искусства необходимо сначала понять его смысл , который раскрывается через символы . Как только человек осознал свою смертность , он стремился понять и постичь данное явление , часто именно в произведениях искусства находили выражение его поиски . Но в непосредственном изображении смерти люди прибегают к символам , как считают ученые , это связанно с психологическим механизмом защиты – замещением . В искусстве существует множество сюжетов смерти , но практически все они носят « завуалированный » характер . В Древнем Риме ( ок . I в . н . э .) изображение смерти встречается на мозаиках и предметах декоративно - прикладного искусства . Ярким примером этому служит мозаика из Помпеи ; на одной ее части изображен скелет с бокалом в руках и надписью « познай себя », на другой череп , на вертушке , над которым находятся угол и лот . Эти мозаики напоминают людям об их сущности . Если на первой кубок говорит о наслаждении жизнью , то вторая

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=