Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 141 уравнивает всех в глазах смерти . Еще одним примером изображения смерти в искусстве античности является серебряный кубок , на котором мертвецы беседуют с философами , напоминая , что все смертны . С приходом в Европу христианства появляется так называемая « Адамова голова – череп с перекрещенными под ним костями . Это символ смертности человека он изображался в основании крестов , помещался на надгробные памятники , как напоминание обывателю о том , что рано или поздно , и он будет выглядеть также . В средние века визуальное изображение смерти представляло собой жнеца – это был скелет , иногда одетый в балахон , в руках он держал либо косу , либо меч , либо трезубец , реже лук со стрелами . Смерть могла держать в руках песочные часы , которые отмеряли земное время человека . Этот образ стал крайне распространен Средине века . В XIV веке в европейской культуре появляется понятие « макабр », его происхождение не вполне ясно , по одной из теории данное слово перешло к европейцам от арабов , и означает гробницу или место упокоения . Появляется « макабрическая » культура , которая вбирает в себя образы , символы , атрибутику и идеи смерти . Этот феномен включил в себя , старую , знакомую с Античности мысль о бренности всего живого . Идея « праха и пыли », звучит в литургиях и проповедях , напоминая , что все вышло от туда , и возвратится туда же . В XIV веке на Европу обрушивается эпидемия чумы , выкосившая до трети населения крупных городов . Смерть в буквальном смысле окружала людей повсюду . В этот период образ смерти принимает обличье мертвеца , который разлагается , чья плоть изъедена червями , смерть и разложение становятся синонимами . В это же время ярко используются два сюжета : « Пляска смерти » и « Триумф смерти ». Первый представляет собой вереницу из людей в паре со скелетами , одежда « танцующих » соответствует их социальному положению , и священники , и короли , и простые крестьяне все принимают участие в танце со смертью . « Триумф смерти » – изображение колесницы управляемой скелетом , сметающий все на своем пути , не щадя никого , абсолютная фатальность смерти отражена в данном сюжете . В 1562 году один из наиболее ярких представителей Северного Возрождения Питер Брейгель Старший , написал сою известную работу « Триумф смерти ». На картине изображена армия скелетов , которые охотятся на людей , а те не в силах противостоять им попадаются в их ловушки . При всей мрачности и ужасе в работе нет темы связанной с Дьяволом или Адом . Смерть рассматривается художником как нечто совершенно естественное , ожидающее каждого человек в независимости от его состояния или статуса . Об этом говорит тело короля лежащего в своем облачении , возле бочек золота . В XV-XVI веках тема смерти составляла повседневный фон жизни человека , она окружала его в церквях и храмах , как часть богослужения или же , как фреска на стене или статуя в углу , распространением гравюры образ смерти не выходил из визуального поля человека , « Пляску смерти » играли на сцене . В 1477 году немецким художником и скульптором Бернтом Нотке была написана

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=