Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014
Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 155 Проблемам искусства он посвятил в эти годы специальные работы : трактат « Что такое искусство ?» (1897-1898 гг .), статью « О Шекспире и о драме » (1903-1904 гг .), предисловие к роману Вильгельма фон Поленца « Крестьянин » (1901), предисловие к « Крестьянским рассказам » С . Т . Семенова (1894 г .), несколько глав в трактате « Так что же нам делать ?» (1893-1894 гг .) и другие . О сложных вещах , в том числе и об искусстве , Лев Николаевич писал так , чтобы было понятно всем : и взрослым , и детям , и просвещенным , и неграмотным людям , и простым крестьянам , и представителям высшего светского общества . Для каждой из этих категорий населения у него есть свои материалы – яркие , образные , страстные , не оставляющие публику равнодушной . В 1985 году в издательстве « Современник », сравнительно небольшим для того времени тиражом , 50 тысяч экземпляров , вышла книга Л . Н . Толстого « Что такое искусство ?» - объемный сборник почти в 600 страниц . Здесь основные произведения Льва Николаевича , в которых он , как великий писатель мирового значения , обращается ко всему художественному и духовному опыту человечества . Стоит сказать , что в этой книге нет довольно необычной и редко упоминаемой работы « Детская мудрость ». Здесь в 21 диалоге простым , понятным детям , языком Л . Н . Толстой коротко и ясно рассказывает о религии , войнах , отечестве , государстве , о доброте и вознаграждении за труд . Есть рассуждения об искусстве и науки . Изо всех диалогов выделяется живо описанная сценка в буфете , где случайно встретившиеся люди из народа : лакей , экономка , буфетный мужик – спорят об искусстве с двумя гимназистами шестого класса – Ниной и Сенечкой . Гимназисты рассказывают какие деньги получают солисты оперы , как музыкант застраховал свой ноготь на 25 тысяч , а танцовщица в Париже – ногу на 200 тысяч рублей . Люди с удивлением слушают и не могут понять , почему певица получает в год 50 тысяч за то , что « дурак горланит », а мужик , в поте лица работая в поле , и « сотни не добьется ». - Ну , ты не понимаешь . Искусство – великое дело , - заявляет гимназист . - А я думаю , пустяки одни , - отвечает ему буфетный мужик Павел , - с жиру дурашные деньги платят . Кабы деньги так , как нам , доставались горбом , этих бы плясунов да песенниц не было бы . А то им и вся цена – то грош . - Что значит не образован , - возмущается Сеничка ,- Для него и Бетховен , и Виардо , и Рафаэль – все вздор [4, c. 173-174]. Лев Николаевич выразил в этом диалоге , написанном в начале 1909 года , свое сформировавшееся отношение к роли и задачам искусства в обществе . Кратко и понятно . Более пространное , аргументированное размышление и откровения мы встречаем в других работах . Наиболее полный , обстоятельный , всесторонний , вобравший в себя многие предыдущие статьи и заметки стал трактат « Что такое искусство ?» впервые напечатанный в журнале « Вопросы философии и п c ихологии » в пятой книге за 1897 год с продолжением в первой книге 1898 года . Публикация трактата вызвала ожесточенную полемику между различными литературно - общественными группировками . Передовые деятели
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=