Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014
Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 157 По утверждению Толстого , искусство должно не разъединять , а соединять людей , быть понятным без различных упрощений , украшательств и ухищрений , не быть нареченным , пошлым , потребительским , не развращать человека . Лев Николаевич призывает «… избавиться от заливающего нас грязного потока этого развратного , блудного искусства » [3, c. 265]. Размышляя о настоящем и поддельном искусстве , Толстой , следуя своим критериям оценки , негативно отзывается о многих известных прошлых и современных ему деятелях искусства . « Только благодаря критикам , восхвалявшим в наше время грубые , дикие , часто бессмысленные для нас произведения древних греков : Софокла , Эврипида , Эсхила , в особенности Аристофана ; или новых : Данте , Тасса , Мильтона , Шекспира ; в живописи всего Рафаэля , всего Микеланджело с его нелепым « Страшным судом »; в музыке – всего Баха и всего Бетховена с его последним периодом , стали возможны в наше время Ибсены , Метерлинки , Верлены , Малларме , Пювис де Шваны , Клингкры , Беклины , Штуки , Шнейдеры . В музыке – Вагнеры , Листы , Берлиозы , Брамсы , Рихарды Штраусы и т . п ., и вся та огромная масса ни на что ненужных подражателей этих подражателей »[3, c. 219]. Настоящее искусство , в отличие от поддельного , вредного для людей , по мнению Толстого , должно исходить из души человека и воздействовать на душу других , оно единично , неповторимо , не зависит от развития технических средств , позволяющих штамповать сотнями различные произведения . Искусство извращают не только критики , неумелые подражатели , последователи , ремесленники , дельцы от искусства , зарабатывающие на этом . Куда вреднее , по убеждению Толстого , школы , обучающие искусствам . « Как только искусство стало искусством не для всего народа , - писал Лев Николаевич , - а для класса богатых людей , так оно стало профессией , а как только оно стало профессией , так выработались приемы , обучающие этой профессии , и люди , избравшие профессию искусства , стали обучаться этим приемам и явились профессиональные школы : риторические классы или классы словесности в гимназиях , академии для живописи , консерватории для музыки , театральные училища для драматургического искусства . В этих школах обучают искусству . Но искусство есть передача другим людям особенного , испытанного художником чувства . Как не обучать этому в школах ?... Одно чему может научить школа , это тому , чтобы передавать чувства , испытанные другими художниками , так как их передавали другие художники . Этому самому и учат в школах искусства , и обучение это не только не содействует распространению истинного искусства , но , напротив , распространяя подделки под искусство , более всего другого лишает людей способности понимать подлинное искусство » [3, с . 220-221]. Лев Николаевич подробно рассматривает основные черты и различия подлинного и поддельного искусства . К этой теме он будет обращаться неоднократно в своих статьях , письмах , дневниках , записях . И как итог он пишет , что люди «… не только не могут отличить истинное искусство от подделки под него , но всегда принимают за настоящее , прекрасное искусство
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=