Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 166 Ретроспективный анализ речей Иоанна Златоуста позволяет рассматривать проблему смысла и назначения воспитания в контексте гуманитарной культуры , ориентирующей человека на преодоление « мирских » соблазнов , собственных пороков и недостатков ради утверждения в своей жизни высших нравственных и религиозных ценностей . Он считал воспитание детей в христианском духе важнейшей религиозной заповедью и уделял этим вопросам большое внимание в своих проповедях . Особо он подчеркивал ответственность семьи за правильное духовно - нравственное воспитание . « Не перестану я ублажать вас , просить и умолять о том , чтобы прежде всех ваших дел позаботиться о наставлении детей » - отмечал Златоуст (1 Тим . 2, 15). Он утверждал , что « если бы отцы тщательно воспитывали детей своих , то не нужно было бы ни законов , ни судилищ , ни наказаний , ни мучений и публичных убийств . Закон , говорит апостол , положен не для праведника (1 Тим . 1, 9). Но так как мы не заботимся о них , то и подвергаем их великим бедствиям , и предаем в руки палачей , и часто ввергаем в пропасть » [12, с . 78- 79]. По мнению Златоуста , основная цель воспитания – воспитание «… детей в учении и наставлении Господнем ( Еф . 6, 4). Это первое и величайшее из благ (1)» [12, с . 79]. « … Дети , хорошо настроенные в отношении к Богу , будут честными и отличными и в отношении к настоящей жизни », - отмечает Иоанн Златоуст в речах « О воспитании » [9, с . 88]. Под долгом воспитать своих детей св . Златоуст понимал как долг «… образовать сердца детей в добродетели и благочестии — долг священный , которого нельзя преступить , не сделавшись виновным в некоторого рода детоубийстве »[5]. В осмыслении вопросов духовного воспитания Иоанн Златоуст отталкивался от понятия « попечение ». Возлагая всю полноту ответственности на родителей , Златоуст , в свою очередь , ссылается на мнение ап . Павла : « Судия с одинаковою строгостью требует от нас ( попечения о ) спасении нашем и наших ближних . Посему Павел везде убеждает , чтобы « никто » не искал « своего , но каждый [ пользы ] другого » (1 Кор .10:24). Далее Свт . Златоуст стремится уточнить употребление ап . Павлом понятия « попечение ». Что значит родитель « не печется » о ребенке своем ? « Я думаю , что он ( ап . Павел ) разумеет попечение о душе : если же ты не согласишься , то тогда мое мнение будет еще более твердым . Ибо если он говорит это о теле , предает такому наказанию и называет худшим язычников не подающего этой ежедневной пищи ; то где будет место тому , кто небрежет о важнейшем , о необходимейшем ?» [15. Т . 1, с . 148]. Таким образом , Иоанн Златоуст говорил о чрезвычайной значимости и приоритетности развития нравственной сферы в духовном становлении ребёнка и считал , что : « Прежде образуй душу сына твоего , а стяжания он уже после получит . Если душа у него нехороша , то он не будет иметь ни малейшей пользы от денег , и наоборот , если ей дано правильное образование , то бедность нисколько не повредит ему . Хочешь ли оста вить его богатым ? Научи его быть добродетельным . Ибо таким образом он может и состояние умножить , если же и не умножит , то , по крайней мере , он ничем не будет хуже людей

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=