Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 169 характеристик изменений общественного устройства , не имеющих нравственных причин , условий и нравственных установок личности . В этой связи он предлагал особый способ решения проблемы о новом общественном устройстве . Способ этот , по мнению Л . Н . Толстого , состоит преимущественно в собственном духовном совершенстве , необходимом для приобретения силы воздействия на других добром , любовью и разумным освещением [16, Т . 38, с . 91]. Л . Н . Толстой подчёркивал , что сущность этой идеи состоит в стремлении к единению с другими людьми и Богом , единению , проявляемому любовью , на приучение себя к этой любви должны быть направлены все - все силы . Л . Н . Толстой отмечал , что « уяснение этого нравственного закона есть не только главное , но единственное дело всего человечества » [16, Т . 25, с . 226]. Данные положения во многом , как показывает проведенный анализ первоисточников , были созвучны идеям Иоанна Златоуста и определили педагогическую позицию Л . Н . Толстого по вопросу роли и назначения воспитания . Он был убежден , что именно любовь во взаимоотношениях людей и жизни общества есть то благо , к которому должно стремиться человечество . Он писал : «… благо , истинное благо , не такое благо , которое нынче может быть благом , а завтра может стать злом , и не такое , какое было бы благом для одного тебя , а злом для других , а одно истинное несомненное благо , такое благо , которое благо и для тебя , и для всех людей , и сегодня и завтра и во всяком месте . А такое истинное благо дается только тому , кто исполняет закон своей жизни . Закон же этот ты знаешь и по разуму , и по учениям всех мудрецов мира , и по влечению своего сердца . Закон этот любовь : любовь к высшему совершенству , к Богу и ко всему живому и в особенности к подобным себе существам – людям » [16, Т . 38, с . 96]. Антропологические аспекты философско - религиозных взглядов Л . Н . Толстого представлены его учением о человеке духовном . Учение о человеке духовном изложено в произведениях « О жизни », « Круг чтения », « Путь жизни » и др ., в которых Л . Н . Толстой стремился показать , что смысл и содержание жизни человека заключаются в развитии нравственного самосознания , в постоянном утверждении себя как духовно - нравственной личности . Л . Н . Толстой рассматривал духовность как высшее начало , истинную основу жизни человека и всего мира . Рождение духовного человека происходит тогда , когда в нем пробуждается « разумное сознание », которое мыслитель рассматривал во взаимосвязи с понятием « совесть ». Для выявления сущности процесса воспитания в контексте антропологических взглядов Л . Н . Толстого мы обратились к его мыслям о смерти и бессмертии . Глубоко прочувствовав потребность в бессмертии каждого , кто пришел в этот мир , Л . Н . Толстой поставил вопрос о нравственном бессмертии личности . Эта позиция мыслителя имеет методологический характер для понимания гуманистической сущности процесса воспитания . Обращение к наследию Л . Н . Толстого и работам исследователей ( Е . Д . Мелешко , Н . В . Кудрявой , М . А . Лукацкого и др .), посвящённых его творчеству , позволяет заключить , что вопросы духовно - нравственного становления

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=