Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 171 философы , но и практики - новаторы , собственная просветительская и педагогическая деятельность которых основывалась на антропологическом учении , имевшем ярко - выраженный религиозно - нравственный характер . Однако , если Златоуст среди способов воспитания допускал наказания , « когда суровым взглядом , когда язвящим словом , когда и упреком », угрозой побоев или розги , то Л . Н . Толстой считал их неприемлемыми с точки зрения идеи « ненасилия », свободного развития личности . В контексте культурных детерминант проблемы воспитания Л . Н . Толстой рассматривал через реализацию таких функций : - культуротворческая , предполагающая развитие личности , прежде всего , через овладение ею формами духовно - практического опыта человечества ; - этическая , позволяющая учителю реализовывать нравственный потенциал педагогического процесса ( образования ), нести ответственность за его результаты перед учениками , обществом , Богом , самим собой . Таким образом , рассмотрение отдельных теоретических положений ( идей ) Иоанна Златоуста и Л . Н . Толстого как части целостной концепции человека духовного , позволяет рассматривать воспитание как один из главенствующих факторов развития личности и культуры общества , детерминированных духовностью , разумностью , нравственным самосовершенствованием , состоянием науки и образования в целом . В целом , в условиях утверждения в отечественном образовании гуманистической парадигмы общественного развития , необходимости возрождения духовности обращение к религиозно - философским и педагогическим трудам Иоанна Златоуста и Л . Н . Толстого , актуализирует такие проблемы , как : - теоретической разработки вопроса синтеза веры и знания в современном образовании , ориентированном на развитие личности учащегося ; - разработка концепции человека как человека духовного ; - трансляции культурного понимания в современном образовательном процессе ; - осмысление новых подходов к современному образованию как к средству совершенствования личности и общества ; - разработка вопросов профессиональной психолого - педагогической этики и др . Литература 1. Азбука православного воспитания : сборник по творениям святителей / ред . Н . А . Ильичева . М .: Православное братство во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня , 1997. 223 с . 2. Брешковская К . Ю . Философско - педагогическое осмысление Л . Н . Толстым специфики профессиональной деятельности учителя : дис … канд . пед . наук : 13.00.01. Москва , 2008. 194 с .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=