Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 18 можем представлять чувства как тени , следование которым и создает порок . Именно термин « порок » использует ученик А . И . Титаренко В . Н . Назаров , продолжая разработку системы « неаристотелевской » этики , то есть такой философии морали , где в основе парадигмы лежит не добродетель , но порок . Что же объединяет наследие Л . Н . Толстого и неклассическую этику ? Прежде всего , необходимо отметить , что расширение поля исследования можно осуществить через расширение методологии и применение исследовательского инструментария на корпус текстов Л . Н . Толстого . Подобным образом осуществлял свой анализ и А . И . Титаренко , исследуя в « антиидеях » гипертекст Ф . М . Достоевского . Технообразы идеи и антиидеи раскрывается через анализ сцены встречи Дуни и Свидригайлова из романа « Преступление и наказание » [9, c. 282-283]. Содержанием идеи здесь изначально выступает мотив семейной любви , но чувства , которыми охвачена Дуня , совершенным образом изменяют ее первоначальный замысел . Здесь мы можем наблюдать своеобразный опыт погружения в гипертекст Достоевского , попытку « проживания » технообразов идеи и ее тени , антиидеи , исследователем . Подобный опыт исследования может быть перенесен на гипертекст Л . Н . Толстого . Реализация текстового анализа , экстраполяция конструктных единиц неклассической этики на гипертекст Л . Н . Толстого может существенно расширить теоретическую и практическую базу неклассической этики , а также определить качественно - новую точку входа в исследования философии морали Л . Н . Толстого . При реализации нашего исследования определим конструктные единицы неклассической этики , сформировав определенную модель , которую будем применять для исследования гипертекста . Фундаментом данной модели будет являться оппозиция технообразов идеи и антиидеи . Технообраз , аппелируя к мнению В . Н . Назарова , мы понимаем как первообраз идеи , ее идеальное представление . Отношения данной оппозиции требуют дополнительного комментария : антиидея выступает как образование , в своей основе имеющее содержание изначальной идеи , но измененное кардинальным образом . Здесь удачен пример аллегории костра , предложенный В . Н . Назаровым . Идеей выступает пламя костра , тень , или антиидея , определяется как колебания ветра , которые сбивают пламя , отклоняя его в сторону . Попытка проекции оппозиции технообразов идеи и антиидеи на философию морали Л . Н . Толстого приведет к сравнению данных категорий с гиперобразами добра и зла в этике Толстого . Подобную проекцию мы можем наблюдать в исследовании Е . Д Мелешко , посвященном « семейному злу » в творчестве Л . Н . Толстого . Основная авторская интенция – зло в философии Л . Н . Толстого напрямую зависит от добра . Обращаясь к цитированию Л . Н . Толстого , необходимо отметить , что « зло – есть непонятое добро ». Таким образом , совмещение категорий идеи и антиидеи с категорией зла и добра в творчестве Л . Н . Толстого не только желательно , но и полезно , поскольку рассмотрение данных категорий , показывает , что они имеют одинаковую природу .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=