Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 28 мыслителя является , как считает Н . В . Кудрявая , то , что смысл жизни заключается в земном существовании человека , где нет пропасти « между познающим и познаваемым » [4]. А это возможно лишь в глубокой связи веры с разумом , в осознании истины , лежащей в основании религий мира . Стремление понять смысл жизни для Л . Н . Толстого это попытка осознать « несоответствия своей личной жизни тому идеальному смыслу , непосредственное сознание которого сделало возможным для человека сам этот вопрос » [4]. А также снять противоречия между действительностью и идеальным представлением о смысле жизни , прийти к реализации истины религиозного вероучения , в том числе и через претворение идеи о непротивлении злу силой . Истины религии связанные со смыслом жизни являются сознанием жизни , которое присуще каждому человеку , отражены в его мировоззрении и поступках . Смысл жизни становится в учении Л . Н . Толстого единственно возможным способом бытия человека , который заключается в познании и самосовершенствовании , в нравственном делании . Это « осознание человеком божественного начала в себе , в каждом другом и - своего единства со всем в Боге <...> в мысли о жизни всегда со - мыслится божественное , сверхпространственное и сверхвременное начало , « на фоне » которого мысль обретает саму себя - свою определенность как законченная мысль » [4]. Смысл жизни становится у Л . Н . Толстого трансцендентной рефлексией самой жизни , поиск , сознание Бога , как трансцендентной сознанию жизни , понимаемой как конечная жизнь сущности . Смысл жизни предстает как осознание реальности , выраженное в действенном изменении себя , самосовершенствовании . Непосредственным сознанием жизни выступает вера , через которую происходит осознание смысла жизни и смерти . Понимание смысла жизни неизбежно связано не только с верой , но и с осознанием , знанием смерти . Многие отечественные толстоведы считают « смерть » отправным моментом в философских исканиях Л . Н . Толстого . Смысл жизни неразрывно связан с « пониманием конечности человеческого существования » [4]. Нравственный смысл жизни и смерти в учении религиозного мыслителя является системообразующим . Но приоритетом выступает смысл жизни , так как отношение человека к жизни , как считают Н . И . Хагурова , А . Д . Зорина « продолжает действовать и после его смерти » [4]. В данном контексте проблему начали рассматривать отечественные толстоведы только с 80- х годов XX века . Среди них наибольший интерес представляют исследования К . Г . Исупова , В . Н . Назарова , С . А . Меситовой , Г . А . Попова , А . К . Горского , Н . И . Хагуровой , Ю . Г . Семикиной . Смерть , ее понимание и влияние на человека рассматривается исследователями творчества мыслителя как его этическая танатология . Например , С . А . Меситова в своем исследовании религиозно - нравственного учения Л . Н . Толстого раскрывает концепцию смерти через такие понятия как « этическая мифологема смерти », « нравственная умоперемена » ( преодоление архетипа смерти происходит на основаниях разумной веры « в благо Любви к ближнему »), « духовный опыт смерти », через призму этической танатологии жизнь и смерть предстают как инверсии – рождение « разумного сознания », « мифологема « танатос - амартиа » смерть как осознание греха », « смерть как освобождение » [8, с . 10-11, 13]. Вера , жизнь ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=