Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014
Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 31 Ильича » (1886), « Живой труп » (1887), « Власть тьмы » (1900) и др .), религиозно - нравственное творчество (« Исповедь » (1879-1882), « Исследование догматического богословия » (1879-1880), « Соединение , перевод и исследование четырех Евангелий » (1880-1881), « В чем моя вера ?» (1894), « Царство Божие внутри вас » (1893) и др .). В своих религиозно - нравственных произведениях Л . Н . Толстой в соответствии с тенденциями своего времени осуществляет критический анализ и собственную интерпретацию христианского вероучения и его основных догматов , акцентируя внимание на вопросах эсхатологии и их этических основаниях . Л . Н . Толстой рассуждает о смерти и конечности бытия мира и человека , подвергает критике веру в бессмертие души , в загробную жизнь отдельной человеческой личности в значении второго пришествия Христа и дальнейших вечных мучений в аду или постоянного блаженства в раю , отрицает догмат о воскресении Христа . Смерть , по мнению Л . Н . Толстого , является , с одной стороны , неизбежным окончанием жизни человека . Она начинается с разрушения составляющих клеток , переходя впоследствии к телу . А поскольку « тела наши составляют частицы того большого круга , который совершает земля , солнце , которые также рождаются , стареются и умирают », постольку и « все , что мы видим , знаем , подлежит этому закону жизни – рождения и смерти » [15]. С другой стороны , смерть представляет собой одну из ступеней целого ряда изменений , совершающихся с людьми под воздействием объективных законов природы : « есть ряд изменений , совершающихся со всеми нами , в числе которых одно из самых значительных есть смерть , и что изменения эти совершаются над всеми нами , – различно сочетаясь – одни прежде , другие после » [15]. Осознавая неизбежность биологической смерти человека , Л . Н . Толстой предается размышлениям о жизни после смерти и бессмертии человеческой души . Л . Н . Толстой отрицает индивидуальное бессмертие души в его христианском понимании и считает его бессмысленным : « Мы говорим о жизни души после смерти . Но если душа будет жить после смерти , то она должна была жить и до жизни . Однобокая вечность есть бессмыслица » [13, с . 17]. Здесь следует учитывать тот факт , что отчасти это отрицание строится на анализе текстов Священного Писания , которые не содержат упоминание о бессмертии человеческой личности : « нигде в Ветхом Завете не сказано того , чему нас учат в Священных историях – что Бог вдунул в человека душу бессмертную , или того , что первый человек до греха был бессмертен » [12]. Однако , рассуждая о бессмертии и жизни после смерти , Л . Н . Толстой неожиданно приходит к следующим выводам : « Куда мы идем после смерти ? Туда , откуда пришли . Там , откуда мы пришли , не было того , что мы называем своим « я », – от этого - то мы и не помним того , где мы были , долго ли мы там были и что там было . Если мы после смерти придем туда , откуда вышли , то и после смерти не будет того , что мы называем своим « я ». От этого мы никак не можем понять , какая будет наша жизнь после смерти . Одно можно наверное сказать , что как нам не было дурно до рождения , так не может быть дурно и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=