Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 40 что высшая цель культуры - содействовать благу каждого человека и человечества . Следовательно , человек , его место в мире , смысл и предназначение человеческой жизни – одна из центральных линий культурофилософских и педагогических позиций мыслителя . Это положение весьма важно для понимания взглядов Л . Н . Толстого на педагогическую деятельность как фактор развития личности и общества . Также следует подчеркнуть значимость интерпретации Л . Н . Толстым категорий духовности , разумности , нравственного самосовершенствования в определении им идеалов и целей человека как активного субъекта бытия . Нравственное самосовершенствование рассматривалось Л . Н . Толстым одновременно как дело , приводящее людей к единению с Богом , между собой и как основание культуросозидающего процесса . Поэтому , по мнению Л . Н . Толстого , истинная культура может быть построена только на высоконравственных , высокодуховных основаниях , а её качественной мерой и критерием является самосовершенствование и самореализация личности в контексте общественной жизни . Таким образом , духовное здоровье человека ( и в конечном счете – общества ) определяется тем , какие духовные ценности человек чтит превыше всего . По мнению Толстого , одной из высших форм культурной деятельности является искусство . Согласно мировоззрению Л . Н . Толстого , искусство есть человеческая деятельность , состоящая в том , что один человек , сознательно , известными внешними знаками передаёт другим испытываемые им чувства , а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их . Л . Н . Толстой рассматривал искусство как необходимое для жизни и для движения к благу отдельного человека и человечества средство общения людей , соединяющее их в одних и тех же чувствах . В свое время мыслитель отмечал , что вследствие потери способности заражаться произведениями искусства люди растут , воспитываются и живут без смягчающего , удобряющего действия истинного искусства и потому не только не двигаются к совершенству , не добреют , но , напротив , при высоком развитии внешних средств , становятся всё диче , грубее и жесточе . Л . Н . Толстой рассматривал искусства как действенные способы общения и прогресса , то есть движения вперёд человечества к совершенству . Он отмечал , что если речь делает возможным для людей последних живущих поколений знать все то , что узнавали опытом и размышлением предшествующие поколения и лучшие передовые люди современности ; то искусство делает возможным для людей последних живущих поколений испытывать все те чувства , которые до нас испытывали люди и в настоящее время испытывают лучшие передовые люди [7, с . 425]. Обосновывая роль искусства как метода развития ценностного отношения к миру , Л . Н . Толстой следует своей нравственно - этической концепции бытия , в соответствии с которой педагогическая деятельность должна быть ориентирована на привитие учащимся понятий любви , ненасилия , духовности .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=