Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 46 УДК 821.161.1 Захарова Л . В . ( ТГПУ им . Л . Н . Толстого ) Тел .: 8-903-037-33-69; e-mail: zhaharova@yandex.ru ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Л.Н.ТОЛСТОГО, ОТРАЖЕННЫЕ В ПОВЕСТИ «АЛЬБЕРТ» Статья посвящена рассмотрению эстетических взглядов Л . Н . Толстого , отраженных в одном из ранних произведений писателя – рассказе « Альберт ». Вопреки неутихающим спорам о рассказе и его главном герое , автор данной статьи настаивает на том , что , если художник дарит своим творчеством людям радость , он , несмотря на неоднозначность и противоречивость собственной натуры , уже исполняет главное свое предназначение и предназначение искусства – по Толстому , объединять людей и делать « жизнь радостною », возвышать и облагораживать их – и себя – своим творчеством . Ключевые слова : повесть , герой , характер , эстетический , искусство , творчество , художник , автор , художественное произведение , люди , чувство , радость , наслаждение , жизнь , смерть , истина . Эстетические искания и открытия Л . Н . Толстого нашли отражение еще в его юношеских дневниках конца 1840- х – начала 1850- х годов . В них – процесс самонаблюдения и самопознания начинающего писателя , имеющий своей целью нравственное совершенствование . На важную роль самонаблюдения в творческом становлении молодого Толстого проницательно указал Н . Г . Чернышевский в статье о первых книгах писателя : « Кто не изучил человека в самом себе , никогда не достигнет глубокого знания людей » [12, с . 426]. Изучая « тайны жизни человеческого духа в самом себе », молодой писатель приобрел « прочную основу для изучения человеческой жизни вообще , для разгадывания характеров и пружин действия , борьбы страстей и впечатлений » [12, с . 426]. Предаваясь « неутомимому наблюдению над самим собой », Толстой рано понял , что для писателя изучение связей человека с внешним миром не менее важно , чем изучение внутренних законов развития личности . И вот рядом со страницами дневника , где Толстой , по его словам , « рассматривает себя » и ищет « пути или методы усовершенствования » своего характера , появляются страницы с записями его наблюдений над другими людьми . Десятки дневниковых записей молодого Толстого содержат краткие характеристики « живых типов », множество набросков с натуры , беглых зарисовок людей и событий , характерных подробностей , художественных деталей . Молодой Толстой четко формулирует задачи , которые должен решать художник , приступая к изображению характеров . Во - первых , они должны быть очерчены с достаточной определенностью , для этого должна быть достигнута « резкость , ясность характеров » [5, с . 37]. И , во - вторых , их нельзя рисовать

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=