Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014
Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 56 счастье дочери , которая не дает покоя матери Элен . А отношения молодежи в семье Курагиных скорее напоминают животный инстинкт , притягивающий друг к другу себе подобных , а не взаимную любовь близких родственников . При внешней заинтересованности они глубоко равнодушны друг к другу , а от отношений Элен и Анатоля веет нечистоплотностью и абсолютной безнравственностью : « Анатоль ездил к ней занимать у нее денег и целовал ее в голые плечи . Она не давала ему денег , но позволяла целовать себя » [2]. Иначе строятся отношения князя Андрея и княжны Марьи Болконских , которые не привыкли открыто выражать свои чувства , но , безусловно , они искренне привязаны друг к другу и в их скупых репликах сквозит тепло , взаимная заинтересованность и забота . В сцене с нательным крестиком , который княжна Марья дарит Андрею перед его отъездом на войну в августе 1805 года , проявляются теплые отношения брата и сестры , трогательная забота их друг о друге . Князь Андрей не разделяет религиозность княжны Марьи , но понимает и уважает ее взгляды . Именно поэтому в ходе данной сцены , выстроенной в соответствии с законами « диалектики души », в Болконском борются противоречивые чувства – от иронии до раскаяния («… в ту же секунду , заметив огорченное выражение , которое приняло лицо сестры при … шутке , он раскаялся » [2]). А потому , испытывая одновременно неловкость и нежность , Андрей целует образок . Забота сестры глубоко трогает его . Эта маленькая и в контексте всего романа незначительная сцена говорит читателям , что « три кита », на которых держится « мир » Болконских , – это открыто не демонстрируемая любовь друг к другу , достоинство и честь . Напротив , курагинская « порода » – это , в сущности , антисемья , или « антимир », в котором живет энергия разрушения , направленная на окружающих , но по сути подрывающая , подтачивающая эту семью изнутри и в итоге приводящая ее к распаду . « О , подлая , бессердечная порода !» - восклицает Пьер при виде « робкой и подлой улыбки » Анатоля [2]. Разобщенность « антимира » Курагиных подчеркивается , как отмечает Е . Н . Цимбаева в статье « Исторический контекст в художественном образе ( Дворянское общество в романе " Война и мир "»), удивительной несогласованностью их имен , которые « невозможно привести к общему знаменателю »: « Ипполит и Елена – имена героев античной мифологии , но Анатоль в эту категорию не попадает . Они не могли бытовать в одной стране , в одном языке , в одном сословии . Все три имени выделяли детей Курагиных из светской толпы , но все тянули как - то очень уж в разные стороны и были невероятны в описываемом кругу общества » [3, с . 180-181]. Не вызывает сомнения , что Л . Н . Толстой дает своим героям имена не случайно . Болконские при всей их семейной гордости и высокомерии называют друг друга подчеркнуто по - русски – Андрей и Марья , а не Andre и Mari, как это было принято в светском обществе . Эти формы имен также используются в романе , но бытуют они вне семьи , вне « мира » Болконских , в который , увы , не входит и маленькая княгиня , Лиза Болконская , обращающаяся к мужу на французский манер , Andre. Какофонии , несогласованности имен « антимира » Курагиных противопоставлена определенная гармония , которая
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=