Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014
Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 70 улице Поварской , 52. По одной из версий это бывшая усадьба князей Долгоруких . На здании установлена мемориальная доска : « Памятник архитектуры московского классицизма . Ансамбль городской усадьбы конца XVI І I– нач . X І X вв . Л . Н . Толстому эта усадьба послужила прообразом дома Ростовых в романе « Война и мир ». « Архитектура дома типичная для крупных особняков дворянской Москвы : просторный круглый двор , колоннада , боковые изящные флигели , полукружьем сходящиеся к парадным воротам , обращены на Поварскую » [3, с . 68]. « У Ростовых были именинницы Натальи , мать и меньшая дочь . С утра , не переставая , подъезжали и отъезжали цуги , подвозившие поздравителей к большому , всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской . Графиня с красивой старшею дочерью и гостями , не перестававшими сменять один другого , сидели в гостиной » [4]. Не перестают открываться двери в дом Ростовых . Здесь постоянное движение , веселое , шумное , открытое . Здесь живут общей « роевой » жизнью родители и дети , слуги , нянюшки , приживалки , родня , сюда с особым удовольствием съезжаются гости . В усадьбе Ростовых не придают чрезвычайного значения ритуалу и положению гостей , не занимаются « устроительством » и стяжательством , а помогают , чем могут : деньгами Друбецкой , подводами – раненым . И это радушие не внешнее , а искреннее и естественное . Показательно в этом плане и отсутствие внутренних границ в пространстве родового гнезда Ростовых . Святая святых хозяина дома – его кабинет , но и это пространство не является тайным , граф с удовольствием приглашает своих гостей и сюда , чтобы полностью ощутить атмосферу общения , так любимую им : « Самое любимое положение <…> было положение слушающего , особенно когда ему удавалось стравить двух говорливых собеседников » [4]. Не дожидается особого приглашения в кабинет отца Николай , как и не нужно этого Наташе , чтобы каждый вечер перед сном беседовать с матерью в ее комнате . Характеризуя один из таких совместных вечеров , Толстой подчеркивает существование особых доверительных и добрых отношений между матерью и дочерью , при которых Наташа может безнаказанно нарушить молитву матери и прыгнуть « на тот одр », за который графиня боялась , как бы он не был ее гробом . « Одр этот был высокий , перинный , с пятью все уменьшающимися подушками » [4]. Чувство единения между родителями и детьми , основанное на доверительности отношений , - важная часть усадебной жизни Ростовых . Из этого дома на Поварской Николай уйдет на войну в 1805 г ., и сюда он вернется в 1806 г . Николай будет стремиться поскорее оказаться в родных стенах , где его так горячо любят и с нетерпением ждут : « Вот он угол – перекресток , где Захар – извозчик стоит ; вот он Захар , все та же лошадь . Вот и лавочка , где пряники покупали », « карниз », « крыльцо », « тротуарный столб », « та же дверная ручка замка », « те же ломберные столы », « та же люстра в чехле ». Следует отметить , что данный фрагмент один из немногих в романе , где Л . Н . Толстой прибегает к детальному изображению интерьера особняка . Для
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=