Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014
Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 80 Прирожденное художественное чутье и накопленный опят фотографирования помогли Софье Андреевне правильно компоновать кадры . Фигуры она помещала в центре и в достаточном удалении от объектива , чем избегала искажения , деформации снимаемых лиц и предметов . Кадрировала очень редко , срезала , в основном расплывчатые из - за шевеления фигуры , не попавшие в фокус предметы . Снимала на стеклянные пластины - негативы размером 13x18. Видимо она понимала большие преимущества этого формата , поэтому оставалась верна своей тяжелой камере и не заменила ее более портативным пленочным аппаратом , который появился в конце XIX века . Стационарный аппарат и размер пластин дали возможность Софье Андреевне добиться высокой техники фотографирования и передать на своих снимках массу подробностей о лицах , пейзаже , обстановке , которые она снимала . Если в начальный период занятий фотографией у нее было много неудачных работ , то с годами ее мастерство возрастало . Некоторые портреты Толстого последнего десятилетия его жизни достигают большой силы обобщения и раскрывают существенные черты личности писателя . К таким лучшим портретам принадлежат фотография больного Толстого 1902 года , которую Л . О . Пастернак назвал художественным произведением в самом высоком смысле этого слова . По поводу одного из снимков И . Е . Репин восторженно писал : « Не нахожу слов выразить вам , глубокоуважаемая Софья Андреевна , свою благодарность за этот дивный портрет Льва Николаевича . Как выразительно лицо , вся поза , как художественно взята фигура со всеми аксессуарами !» [6, c. 24]. Высоко ценил мастерство С . А . Толстой как фотографа - любителя В . В . Стасов и собирался написать о ее фотографиях специальную статью . К сожалению , этот замысел им не был осуществлен . Однажды В . В . Стасов , увидев одну из крымских фотографий Л . Н . Толстого 1901 года работы Софьи Андреевны , заметил , что на этом снимке писатель « настоящий » и что фотография поражает своей живописностью и скульптурностью В 1903 году К . Я . Гинцбург , рассматривая в Ясной Поляне альбомы Софьи Андреевны со снимками , был поражен двумя фотографиями Л . Н . Толстого , сидящего в кресле в обычной своей позе . Эти снимки показались ему такими значительными , что вызвали желание сделать скульптурный портрет Льва Николаевича в такой же позе , что и на фотографиях . По снимкам , полученным от Софьи Андреевны , он вылепил скульптурный набросок , который затем поправлял , наблюдая Толстого в жизни . Не раз прибегал к этим фотографиям и И . Е . Репин , работая над портретами классика . Сам Лев Николаевич , как правило , ко всему и во всем требовательный , с пониманием относился к увлечению жен и , порой , даже хвалил ее снимки : фотографии , снятые незаметно он очень любил . Об одном из своих портретов 1909 года работы С . А . Толстой Лев Николаевич говорил : « Портрет прекрасен , потому что не было позирования . Руки прекрасны , выражение натурально » [4, c. 124].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=