Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 83 было неприятно перед близкими ему людьми . « Как всегда , Соня поступила решительно , но необдуманно и нехорошо » [9, c. 157], - записал он в дневнике . Много снимал Толстого князь Семен Семенович Абамелек - Лазарев . Как он сам вспоминает , когда его снимки были выставлены на фотографической выставке , государь Александр II сказал : « Ну , уж больно некрасив ваш Толстой ». Фотографировали Толстого П . И . Кирюков , П . Ф . Самарин , Д . И . Четвериков , И . Л . Толстой , Н . А . Касаткин . Есть даже такие авторы , который , будучи мало кому известны , одним - двумя снимками Толстого оставили свою фамилию в истории . К ним принадлежат Адамсон , сделавший уникальное фото Толстого с крестьянином П . Власовым на косьбе . И еще учитель тульской гимназии Е . С . Томашевич , который по просьбе И . Е . Репина сделал снимки писателя для работы художника . Илья Ефимович в письме к Татьяне Львовне Толстой высоко оценил снимок тульского учителя [6, c. 35]. В 1892 году в результате неурожаев в центральной полосе России начался голод . Толстой не мог смотреть равнодушно на страдания народа , и он принимает самое активное участие и возглавляет массовое патриотическое движение в помощь голодающим , организует сбор пожертвований , открывает бесплатные столовые в ряде деревень Тульской и Рязанской губерний . Официальная власть запрещает рассказывать о голоде , полиция задерживает фотографов - любителей . Но отдельные энтузиасты все же делают исторические снимки , как Толстой помогает голодающим . Среди них шведский журналист Юнас Стадлинг , сын писателя И . Л . Толстой , а также нижегородский фотограф Максим Петрович Дмитриев . Зная о деятельном участии , которое принял Л . Н . Толстой в помощи голодающим , Дмитриев прислал ему альбом с надписью « Великому светочу живой мысли и художественного творчества графу Льву Николаевичу Толстому . От М . Дмитриева ». По получении альбома Толстой сделал пометку « отблагодарить автора ». Это очень ценное замечание , свидетельство о том , как Лев Николаевич ценил работу фотографа , которая в то время не пользовалась почетом и которую многие в свете считали просто « барской забавой », а то и « пустой тратой времени ». « Благодаря выдающимся способностям и поистине феноменальному трудолюбию он смог сделать блестящую научную карьеру , - писалось в 1913 году в некрологе о П . В . Преображенском – ученом , активно занимающимся фотографией и снимавшем Толстого , - Но этому помешала его непрактичность , сказавшаяся , между прочим , и в выборе специальности : в самом деле , как могут в России выделить человека занятия научной фотографией ?» [5]. В этих словах заключена горькая истина : отношение к фотографической деятельности как к чему - то второстепенному , второсортному сопровождало фотографию на протяжении чуть ли не всей истории ее существования . В молодости Лев Николаевич фотографировался по собственной инициативе . Дарил свои портреты знакомым и близким . Однако в последние десятилетия жизни Толстой не любил позировать ни художникам , ни перед объективом . Это отнимало время , было ему скучно и неприятно , так как подчеркивало его особое положение знаменитого писателя , что часто тяготило его . И все же , чтобы не обидеть друзей , знакомых , фотографов , он подавлял

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=