Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 86 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ УДК 159.9 Ваньков А . Б . ( ТГПУ им . Л . Н . Толстого ) Тел .: 8-910-584-78-74; e-mail : abvsmoy@mail.ru Старшеклассник как субъект профессионального самоопределения В статье анализируется степень научной разработанности проблемы профессионального самоопределения старшеклассников . Одним из ведущих факторов повышения эффективности профессионального самоопределения старшеклассников является их субъектность . На основании сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного этапов диагностики выработана система рекомендаций для развития субъектности старшеклассника в его профессиональном самоопределении . Ключевые слова : профессиональное самоопределение , субъектность , мотивационный аспект . Актуальность проблем , связанных с различными аспектами формирования и развития профессиональной направленности личности старшеклассника очевидна . Старший школьный возраст – это период , который является решающим в будущем профессиональном самоопределении . Правильно выбранная профессия повышает самоуважение человека , формирует его позитивный взгляд на себя , усиливает удовлетворенность жизнью , снижает риск физических и психических проблем , связанных со здоровьем , и т . д . От выбора профессии зависит жизненный путь человека , его место в обществе . Для успешной самореализации в современной действительности человеку необходимо стать способным эффективно действовать в создающихся жизненных ситуациях , осознанно производить изменения во внешних условиях , при этом развиваясь и изменяясь . В связи с этим предметом пристального и всестороннего исследования психологии , философии , педагогики и других гуманитарных наук в настоящее время становится проблема субъектности . Работы К . А . Абульхановой - Славской , С . Л . Рубинштейна , А . К . Осницкого , Е . Н . Волковой , В . А . Петровского , В . И . Слободчикова , В . И . Степанского , Г . И . Аксеновой , М . С . Когана и др . направлены на активное деятельное начало , интегрирующее в себе и проявляющее потенциалы человека . Вопросы профориентационной работы также основательно представлены в отечественной психологии ( Е . А . Климовым , Т . В . Кудрявцевым , Б . Ф . Ломовым , А . К . Марковой , К . К . Платоновым , Н . С . Пряжниковым и др .) Данная группа исследований , а также ряд последних работ , обращенных к процессу развития субъектности в системе образования ( В . В . Давыдов , В . Н . Карандашев , А . М . Трещёв и др .) позволили нам выделить ряд

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=