Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 88 способностей , престижность профессии , а главное , интересы и склонности старшеклассников к различным сферам деятельности . В соответствии с этим , нами составлен и апробирован диагностический инструментарий для изучения профессионально важных личности , мотивационных и рефлексивно - регуляционных субъектных качеств старшеклассника . Для изучения проблемы становления профессиональной направленности старшекурсников были использованы следующие психодиагностические методики : « Опросник определения соционического типа личности ». канд . психол . наук А . Б . Ваньков [1]; Вспомогательные методики : а ) « Поэтапный тест ( составлен И . Вайсбанд )». б ) « Профессиональная ориентация типов ( В . В . Гуленко ). Цифровой тест ( составители В . Мегедь и А . Овчаров )»; « Карта интересов А . Е . Голомштока »; « Тест - опросник Дж . Голланда »; « Дифференциально – диагностический опросник » ( ДДО ) Е . А . Климова . « Мотивы выбора профессии » ( Овчарова ) Опросник рефлексивности В . Н . Карандашева . Люди , стоящие на пороге профессионального выбора , обладают особым психологическим настроем к самопознанию . Для них характерны : стремление разобраться в себе , оценка своих возможностей в современном мире , в том числе и в профессиональном , стремление оценить , какие условия могут способствовать , а какие мешать вхождению в мир профессии . Результаты проведенной на базе МОУ СОШ № 21 г . Тулы диагностики позволили нам сделать ряд выводов ( участие в исследовании принимали 28 учеников 9 класса в возрасте 14 – 16 лет ). У 4 человек (14,29%) присутствует четкая выраженность на определенный профессиональный тип , у 13 испытуемых (46,43%) не четкая выраженность профессионального типа личности , что означает наличие неопределенного профессионального типа и у 11 человек (39,28%). В ходе проведения диагностической программы было выявлено что 10 (35,7%) испытуемых будут руководствоваться при выборе профессии внутренними индивидуально значимыми мотивами , 8 (28,5%) испытуемых – внутренними социально значимыми мотивами , 6 (21,4%) - внешними положительными , 4 (14,2) - внешними отрицательными мотивами . В процесс развития профессионального самоопределения старшеклассников была внедрена система специально подобранных упражнений в виде развивающей программы , направленной на совершенствование системы профессиональных предпочтений различных видов деятельности , интересов , склонностей , мотивов , ценностей , а также на развитие рефлексивных умений . На основании сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного этапов диагностики мы выработали систему рекомендаций для

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=