Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 89 развития субъектности старшеклассника в его профессиональном самоопределении . Профессиональный интерес развивается по следующим этапам : - знакомство с содержанием профессии ; - развитие умения соотносить свои интересы , склонности и способности с требованиями профессии ; - достижения соответствия профессиональных и познавательных интересов ; - развитие потребности в реализации интересов в деятельности ; - возникновение удовлетворенности профессиональной деятельностью . На основе результатов проведенной исследовательской работы по выбранным методикам можно отметить , что профессиональное самоопределение будет осуществляться наиболее эффективно , если преподавателям и родителям вести просветительскую работу в этой области с целью обдумывания задач о выборе профессии [3]. Рекомендации родителям , педагогам , психологам – профориентологам : Проводя профориентационную работу со старшеклассниками следует руководствоваться : - реальной потребности в конкретных профессиях в данном регионе ; - ознакомление с миром профессий должно быть тесно связано с профессиональными интересами , склонностями и способностями молодежи и динамикой развития этих особенностей [4]. Для помощи старшеклассникам в выборе профессионального пути могут быть использованы следующие методы работы : - информационно - справочные , просветительские методы : профессиограммы - краткие описания профессий ; справочная литература ; информационно - поисковые системы ; профессиональная реклама и агитация ; экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения ; встречи школьников со специалистами ; познавательные и просветительские лекции , профориентационные уроки ; учебные фильмы и видеофильмы ; использование средство массовой информации ; различные ярмарки профессий и их модификации и т . п . - методы профессиональной психодиагностики : беседы - интервью закрытого типа ( по строго обозначенным вопросам ); открытые беседы - интервью ; опросники профессиональной мотивации ; опросники профессиональных способностей , личностные опросники , проективные личностные тесты , наблюдение , сбор косвенной информации , психофизиологические обследования , профессиональные пробы , использование различных игровых и тренинговых ситуаций , и т . д . - методы морально - эмоциональной поддержки : группы общения , тренинга общения , сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии , публичные выступления , профориентационные и профконсультационные активизирующие методы ( игры ) с элементами психотренинга ; личное обаяние профконсультанта различные положительные

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=