Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 95 но важно прежде всего принимать во внимание , насколько выбираемая деятельность соответствует склонностям и способностям человека . На силу мотива могут влиять похвала или порицание , соревнования с другими , задетое самолюбие , проблемность и загадочность стоящей перед человеком задачи , привлекательность объекта [4]. В русле контекстного обучения переход студентов вуза от учения к труду « осуществляется прежде всего по линии трансформации мотивов ». В профессиональную мотивацию включают интерес к профессиональной деятельности и стремление к ее теоретическому осмыслению , стремление к профессиональному самосовершенствованию и развитию профессионально важных качеств , ответственность за результаты профессиональной деятельности , потребность в профессиональном общении и сотрудничестве и другие мотивы [1]. В настоящее время стало традиционной процедура отбора , имеющая место среди абитуриентов , поступающих в высшее учебное заведение . Однако следует отметить , что проведение данного отбора отнюдь не предполагает учет требований , предъявляемых к профессии , к профессионально важным качествам личности , а сводится лишь к оценке академической успеваемости . Не рассматривается интерес к человеку и его развитию , не изучается структура мотивации . И даже в том случае , если бы такой отбор осуществлялся , при переходе абитуриента в статус студента , а студента - в статус специалиста , необходимо внимание преподавателей вуза к состоянию и развитию профессиональной мотивации студентов . Исследования , проведенное в вузе , беседа с преподавателями позволяет говорить о том , что сильные и слабые студенты достаточно часто отличаются не по интеллектуальным показателям , а по тому , в какой степени у них развита профессиональная мотивация . Мы , не в коей мере , в своем исследовании не призываем рассматривать способности как незначимый фактор учебной деятельности . Между тем , существующая система конкурсного отбора в вузы , так или иначе , проводит селекцию абитуриентов на уровне общих интеллектуальных способностей . Выдерживают отбор и попадают в число первокурсников , в целом юноши и девушки , обладающие приблизительно одинаковыми способностями . Однако , уже после первой сессии появляются « отличники » и слабые « троечники . Почему подобное расслоение становится возможным в общем - то практически среди равных . Мы соглашаемся с отечественными исследователями и разделяем положение о том , что в этом случае на первое место выступает фактор профессиональной мотивации ; одну из ведущих ролей в формировании « отличников » и « троечников » начинает играть система внутренних побуждений личности к учебно - познавательной деятельности в вузе . Применительно к учебной деятельности студентов в системе вузовского образования под профессиональной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов , которые , отражаясь в сознании , побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности . Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=