Гуманитарные Ведомости Выпуск 4(12). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (12), декабрь 2014 г . 48 сообщаемый вещам , в том плане , что вещь как бы откликается на этот смысл , оставаясь в тоже время собою ( т . е . вещью для себя ). Атомарные предложения ( стол , стул , человек , мир и т . д .) это неполный « лектон ». Полный « лектон » всегда выражен в предикативной ( или атрибутивной ) форме ( человек идет , стол стоит и т . д .). Лектон « это у стоиков не просто предмет высказывания , но еще и предмет , взятый в своей соотнесенности с другими предметами высказывания » [16]. « Лектон » стало быть , это еще и именно предмет высказывания [17]. Таким образом , в учении стоиков « лектон » − это смысл всегда предельно приближенный к материальному объекту , другими словами , это то , что ближайшим образом соотнесено с объектом , то , что выступает своего рода второй кожей , второй поверхностью объекта ( понятие « складки » Ж . Делез ), то , что соотносит предметы друг с другом и с восприятием этих объектов как соотнесенных . Возвращаясь немного назад , можно сказать что « лектон » делает возможным « живое единство материи », которое актуализируется лишь в Логосе ( однако здесь не стоит устанавливать временную последовательность « актуальностей » и « сообщаемости »; « лектон » нельзя рассматривать как эманацию Логоса или нечто второстепенное , в самом Логосе также присутствует « лектон » как его ( Логоса ) способность быть саморазличенным , сообщенным и воспринятым ). Если же опять вернуться к представленным ранее выводам и все же проследить иерархию соотношения божественного , логического ( в значении Логос ) и человеческого , то окажется следующее : Бог как всеобъемлющий Логос сообщает свою божественность миру ( бытию и человеку ), где сообщенный Логос предстает связующим звеном , однако , это звено также себя выражает и раскрывает в Слове - смысле - речении , т . е . как « лектон ». « Лектон » как принцип саморазличенности Логоса выступает условием собирания воедино и условием восприятия Бога , но не по существу , а по благодати , т . е . посредством Логоса . Отсюда – не сам Логос , как нечто самотождественное ( и потому , в общем - то , невоспринимаемое , непознаваемое ), а его принцип соединения и собирания ( складывания ), принцип накрывания ( покрывания ) служит условием человеко - и богообщения . Здесь нам более понятным становится предикат « по благодати »; т . е . существо человека закрыто также как и существо Бога , но именно эта закрытость и предполагает свое собственное истирание , свое открывание из закрытости , но в этом открытии необходимо присутствует момент закрытия , как то , что указывает на присутствие открытости . Момент антиномичности , свойственный всей природе и культуре , в котором Флоренский усматривает наличие негативного фактора в развитии человека , необходимым образом устраняется в процедуре снятия , с тем условием , что члены антиномии не растворяются полностью друг в друге ( иначе в антиномиях не было бы смысла ( даже деструктивного , негативного )), а , сохраняя свою субстанциональность , обнаруживают момент взаимообертывания и осмысления друг друга в « терминах » противостоящего члена оппозиции . Как пишет сам Флоренский : « Но , наряду с этой двойственностью бытия , сознание человечества подразумевает и некоторое объединение или преодоление этой двойственности , притом тоже подлинное . Подлинно объединены познающий и познаваемое ; но столь же подлинно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=