Гуманитарные Ведомости Выпуск 4(12). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (12), декабрь 2014 г . 84 обусловлена философским осмыслением понятий тела , человека , человеческого тела и человеческой телесности ( К . Г . Маркс , В . А . Подорога , М . Ж . П . Тейяр де Шарден , П . Д . Тищенко , М . П . Фуко , Я . В . Чеснов и др . ). А также постнеклассическим дискурсом о человекоразмерных системах ( В . С . Стёпин , Б . И . Пружинин , С . П . Курдюмов и др .). С синергетической точки зрения оба выше указанных разноформатных взгляда не противоречат друг другу . В них органично входят и другие фрагменты научного опыта . Например , следующие . Известно , что генетическая активность как один из факторов развития обусловливается целевой детерминацией ( И . М . Сеченов ). По Н . А . Бернштейну , потребная организму модель будущего закодирована в его мозге . Осознаваемая же цель человеческой жизнедеятельности является следствием внешних влияний окружающей социальной среды . Данная двухцельность может порождать потенциал скрытого внутреннего конфликта , который , очевидно , связан с идеями А . Х . Маслоу о самоактуализации , с идеей А . Б . Орлова о человеческой сущности – внутреннем « Я » и К . Р . Роджерса о « хорошей жизни ». Такой конфликт иногда приобретает драматическое содержание , особенно в ситуациях возникновения и доминирования в психике человека негативного гештальта . Что требует подчас психотерапевтической помощи для коррекции зауженного восприятия жизненной реальности и застывшего представления . В этой связи полагаем , что действия родителей , других субъектов системы образования , которые способствуют расширению сознания людей , могут иметь и соответствующую упреждающую , профилактическую функцию . Адекватное отношение к такой субъектной реальности нами актуализируется в развивающемся проектном комплексе « Педагогика саморазвития ». На данный момент он включает , в частности , комплект учебных моделей « Восьмёрка », « Эстафета », « Тандем », « Волчок », « Телебашня » с вариантами их презентации и изображения базовых смысловых построений . Приведём пример некоторых теоретических конструктов , относящихся к стратегии профилактики и коррекции деформаций в саморазвитии жизненного комплекса обучающегося ( соответственно и отклонений в саморазвитии его потенциала физического , психического , психологического и социального здоровья ). Первая модель развивает представление о жизненном комплексе человека и его саморазвитии ( см . рис 1). Рис . 1. Модель эстафетного саморазвития жизненного комплекса человека ( ракурс А ) Внешняя среда жизнедеятельности человека Внутренняя среда жизнедеятельности человек

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=