Гуманитарные Ведомости Выпуск 4(12). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (12), декабрь 2014 г . 91 2. Бинарное сравнение 3. Региональное сравнение 4. Сравнение культур по религиозному признаку 5. Сравнение ментальности различных культур 6. Сравнение методов и подходов к анализу истории мировой культуры 7. Структурное сравнение 8. Кросс - темпоральные сравнения 9. Сравнительно - системный анализ культур 10. Глобальное сравнение [2] Обобщая , можно выделить следующие уровни сравнительных исследований : − историко - типологический ( метод , нацеленный на систематизацию , классификацию и группировку объектов исследования ), − историко - генетический ( метод , с помощью которого исследуется процесс зарождения культуры или какого - то ее элемента ), − сравнительно - сопоставительный метод ( бинарный ) ( метод , при котором сравниваемая информация разделяется на две группы для дальнейшего сопоставоения элементов , взаимовлияния , зависимости и прочее ). Общим , объединяющим началом сравнительных исследований являются « начальные сравнительно - сопоставительные процедуры », которые предполагают : «1. Нахождение оснований для сопоставления исследовательского материала . Ими могут быть культурные формы ( миф , предание , легенда , сказание , религия и т . д .), присущие разным культурам на том или ином этапе исторического развития ; явления ( анимизм , фетишизм , табу и т . д .). 2. Определение эквивалентности единиц сравнения , которое предполагает , по мнению Эдварда Эвана Эванса - Причарда (1902 − 1973), представителя английской школы социальной антропологии , ответы на следующие вопросы : а ) является ли количество сходных признаков культурных фактов достаточным для их сравнения ; б ) случайное или закономерное совпадение , соответствие между сравниваемыми исследователем объектам … в ) являются ли выявленные свойства исследуемых объектов обязательными , специфическими характеристиками этих объектов . 3. Классификация или систематика исследовательского материала . 4. Выявление на основе систематизации материала и его первичного осмысления признаков сходства и различий , следовательно , доминанты общего или специфического . 5. Выявление причин сходства ( следует выяснить природу сходства ): морфологических , генетических , типологических признаков … 6. Выявление повторяемости культурных явлений ,.. общих закономерностей культурного процесса ... 7. Выявление причин различия …» [6, с . 71-73].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=