Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 101 насилие Ŕ от насилия над ребенком до организованного государственного насилия Ŕ есть следствие греховной испорченности человека и поэтому достойно презрения, но неизбежно. В силу этой неизбежности Августин признавал необходимость государственной организованной власти. Потенциал христианских методологических установок в рассмотрении человека был достаточно противоречив: 1. с одной стороны, доминанта религиозного взгляда на человека изначально ориентирована на признание его вторичности, зависимости от Бога. 2. с другой стороны, религиозно-философский взгляд на человека задает и высокую шкалу измерения, оценки его сущности, жизнедеятельности, назначения в мире. Учение о человеке Ф. Аквинского разработано в русле религиозно- философской парадигмы и опирается на достаточно высокий уровень духовной культуры человечества. Ф. Аквинский рассматривал человека как частицу установленного Богом миропорядка. Ценность человека измеряется его соответствием этому миропорядку. Исходя из своего понимания сущности человека, Ф. Аквинский считал, что личность Ŕ «самое благородное во всей разумной природе». Наступление эпохи Возрождения ознаменовалось поворотом к раскрытию автономии человека, признанию его безграничных творческих возможностей. Одним из первых, кто это сделал, был итальянский философ Пико дела Мирандола . В своем труде «Речь о достоинстве человека», П.Мирандола подчеркивал, что человек составляет особый, четвертый мир наряду с подкупным, поднебесным и небесными мирами. На Земле нет ничего «более великого, кроме человека, а в человеке Ŕ ничего более великого, чем его ум и душа». Развитием научного потенциала общество в целом открыло пути к рациональному истолкованию человека, его сущности. Известное изречение философа Р. Декарта: «Я мыслю Ŕ следовательно, я существую», ознаменовало начало этого рационального пути. Такой поворот к рационалистическому взгляду на человека стал импульсом нового понимания человеческой духовности вообще. Важным этапом на пути философского понимания человека, его свободы, взаимосвязей с обществом, было творчество деятелей эпохи Просвещения: Вольтера, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, К. Гельвеция . Творчество этих мыслителей было пронизано гуманистическим пафосом защиты свободы, достоинства человека, признанием его высшей ценностью общества. В сочинении «О человеке» К. Гельвеций подчеркивал, что правильно понятый личный интерес человека составляет основу общественной жизни. В этом отношении его идеи перекликаются с концепцией естественного состояния, общественного договора, который развил Т. Гоббс . Т.Гоббс в книге «Левиафан» одним из первых начал размышлять о природе тех сил, которые связывают людей в социальное целое. Он считал, что люди созданы равными и имеющими «право на все». Но возникает фатальная неизбежность в обществе «войны всех против всех» Ŕ это «естественное состояние рода человеческого».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=