Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 113 ищут возможные пути преодоления пока еще детских проблем. До определенного возраста взгляды ребенка практически идентичны взглядам родителей, они поступают, говорят как родители. Взрослея, ребенок знакомится с другими ценностными представлениями, и это неизбежно (в большей или меньшей степени) меняет его ценности. Проблема формирования ценностных представлений у дошкольников относится к числу сложных и недостаточно полно раскрытых в научной и методической литературе. Л.Я. Карпенко, давая определение понятия «представление», обращает внимание на то, что это образы предметов, различных сцен или событий, которое возникающие на основе их припоминания или непродуктивного воображения. В ХХ веке все чаще в теоретических подходах к образованию детей отражается понятие «ценностные представления». Соединение представлений с ценностями позволило увидеть особый ракурс педагогической работы, направленный на приобщение детей к ценностям. Многие ученые, пытаясь определить содержание понятия «ценность» раскрывают его через выделение определенного ряда признаков: значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность (Тугаринов В.П., Дробницкий О.Г., Василенко В.О. и др.) . Так, П.С. Гуревич определяет ценности как «личностно окрашенное отношение к миру, возникающее не только на основе знаний и информации, но и собственного жизненного опыта человека». Анализ проблемы позволил выявить, что сегодня в образовательном поле выделяют большое количество подходов к переосмыслению ценностей образования из-за изменений общества. По исследованиям кандидата педагогических наук Л.В. Безруковой, на первом месте стоят аксиологический и социокультурный подходы в образовании. Эти подходы ставят в центр психолого-педагогических теорий и технологий общечеловеческие ценности, которые преобразовывают в соответствии с ними природу человека и его среду Ŕ мир орудий его материальной и духовной деятельности (Роджерс К., Маслоу А., Абульханова К.А., Мудрик А.В., Орлов А.Б. и др.). Это положение является основанием для образования личности, ядром которой являются субъектные свойства, определяющие меру еѐ свободы, гуманности, духовности и жизнетворчества. Основные качества такой личности: способность к культурной идентификации, освоение ценностей культуры, выбор и осуществление культурного образа жизни, самодетерминация в культуре. Согласно этим положениям, у дошкольника должен сформироваться цельный образ культуры, с которым неразрывно связан обобщенный образ мира. Обучение и воспитание дошкольников в данном контексте можно понимать как работу со смыслами, ценностями, системой отношений ребенка, с его эмоционально-волевой и рефлексивной сферами. Именно ценности становятся основой, на которой происходит обогащение картины мира у детей, организованное под влиянием диалога взрослой и детской субкультур. Ученые обратили свое внимание на проблему ориентации дошкольников на социальные ценности, на закономерности, внешние и внутренние

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=