Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 39 УДК 1.17.171 В.В. Мануковский (Воронежский государственный педагогический университет) Тел.: (4872) 35-74-37, email: valek_dok@mail.ru СВОБОДА КАК ЭТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ СУЩЕСТОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМЕ Ж.-П. САРТРА В статье свобода рассматривается как этическое основание существования человека в экзистенциализме Ж.-П. Сартра, подробно анализируется структура человеческого существования в философии Ж.-П. Сартра. При помощи текстологического анализа, дескриптивного подхода и компаративистского метода устанавливается специфика толкования свободы Ж.-П. Сартром и утверждается, что свобода Ŕ это фундаментальная нравственно антиномичная сила, созидающая всю полноту человеческого существования. Ключевые слова: этический рационализм; истинное самопознание; ложное самопознание; фундаментальный проект; свобода. Человек (бытие-для-себя) у Ж.-П. Сартра Ŕ это прежде всего сознание. Ж.-П. Сартр полагал, что сознание Ŕ это пустота, ничто [4, с. 25]. В сознании нет никаких структур, способных детерминировать поведение человека, а сам он лишен изначальной «природы». Сознание есть нечто постоянно ускользающее от понятийной фиксации в каких-то ни было терминах. Сущность сознания познается только интуитивно. На этом основании Ж.- П. Сартр считает, что поведение человека определяется не прошлым, как в психоанализе, а настоящим: в каждый следующий момент прошлое переосмысляется в связи с настоящим, и именно поэтому прошлое приобретает смысл. В свою очередь, теоретические конструкции, которые объясняют человеческое поведение, исходя из постулата о существовании некой извечной человеческой природы, человеческого «я» объявляются Ж.-П. Сартром плодом самообмана Ŕ ложного самопознания. Ложному самопознанию Ж.-П. Сартр противопоставляет подлинное самопознание, которое открывает человеку первореальность дорефлективного сознания, освобождает от фантомов мышления и делает очевидной истину об абсолютности свободы сознания. Другими словами, в итоге истинного самопознания человек узнает, что он всегда и при любых обстоятельствах остается абсолютно свободным. Но, несмотря на это, французскому мыслителю не удается оставить сознание совсем без каких бы то ни было понятийных структур, ведь без них остаются неясными мотивы человеческой деятельности и те основания, на которых она возможна. Такой объясняющей структурой в философии Ж.- П. Сартра и становится «фундаментальный проект». Философ определяет его так: «Это набросок, проект присутствия по отношению к себе, как того, чего

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=