Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 40 недостает для Ŕ себя, чтобы произвести бытие для-себя в качестве основания своего ничто» [4, с. 133]. М.А. Кисель конкретизирует данную формулировку следующим образом: «Фундаментальный проект Ŕ это и есть изначальное, коренное, жизненное стремление индивидуума, которое одинаково для каждого» [2, с. 64], но по своему конечному выражению это стремление может быть различным в зависимости от обрамляющих его обстоятельств. В связи с тем, что сознание представляется Ж.-П. Сартру пустотой, которая нуждается в заполнении у него, равно так же как и раннего М. Хайдеггера, существование предшествует сущности. Человек сам формирует себя, что наглядно демонстрирует абсолютность человеческой свободы. Он реализует свой фундаментальный проект Ŕ человек хочет стать Богом, т.е. максимально реализовать весь спектр своих возможностей, невзирая на свою индивидуальную и уникальную бытийную ситуацию. В философии Ж.-П. Сартра трансценденция Ŕ это переход человеческой реальности к тому, в чем она нуждается, «что ей не хватает» [3, с. 121]. Другими словами, трансцендентными чертами у французского мыслителя наделяется желаемая целостность человека, некоторый этический идеал, которого он может достигнуть в результате реализации своего фундаментального проекта. Таким образом, трансценденция как феномен потусторонней реальности у Ж.-П. Сартра отсутствует, ее замещает некая абстрактная идея о целостности человека. Она выполняет в его философии две важные функции: во-первых, она позволяет философу утверждать, что подлинной реальностью обладают только сознание и материальный мир и никакие трансцендентные сущности не имеют власти над человеком и его жизнью, а значит, он абсолютно свободен; во-вторых, сквозь призму этой идеи преломляется и осмысляется человеческая жизнь, обретая единство, целостность и направление, т.е. превращается в индивидуальную судьбу [8, с. 58]. Неожиданно Сартр заявляет, что фундаментальный проект человека обречен на провал. Этому он находит две причины, которые предполагаются самой природой человеческого сознания, где укоренен фундаментальный проект: во-первых, сознание есть абсолютное отрицание, т.е. Ж.-П. Сартр не наделяет сознание никакими позитивными качествами, оно всецело направлено только на разрушение любых структур, которые стремятся его себе подчинить; во-вторых, сознание не может служить основанием для фундаментального проекта потому, что оно по своей природе есть только отношение к чему-то внешнему. У сознания нет самостоятельной внутренней жизни, сознание, напротив, всегда погружено в мир вещей и людей. Если бы выхода сознания вовне не было, то не было бы и материала для конструирования внутреннего мира человека. Но в то же время у Ж.-П. Сартра обнаруживается негативная сторона данной особенности сознания: наличие мира и других людей существенно осложняет реализацию фундаментального проекта. Мир (бытие-в-себе) совершенно самодостаточен, т.е. он ни в ком не нуждается, включая человека, чтобы существовать. К тому же стремится и человек Ŕ быть, подобно миру, самодостаточным. Но внешний мир
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=