Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 58 и признания необходимости сверхэкономического (духовного) регулирования хозяйственной жизни. Православная философская мысль в данном случае является продолжением традиций, сформированных учениями Иоанна Златоуста и других Отцов Церкви. Несмотря на потребности социокультурной ситуации, пока еще остается серьезный пробел в области исследования хозяйственной этики Отцов Церкви вообще, и этики Иоанна Златоуста в частности. Время написания трудов, посвященных этико-религиозному анализу хозяйственной этики Иоанна Златоуста приходится на 1906-1911 гг. Позитивное постижение фактов, социальных форм и религиозных структур в их взаимоотношениях и связях с христианской нравственностью и хозяйственной этикой содержится в трудах современных ученых-религиоведов и специалистов в сфере этики В.И. Гараджи, Н.С. Капустина, Е.Д. Мелешко, Л.Н. Митрохина, Д.М. Угриновича, И.Н. Яблокова и других. В рамках концептуализации социально-гуманитарного знания наиболее эффективным способом является антропологический подход, который переносит акцент исследования собственно социальных феноменов на человека как субъекта экономики и культуры, воплощающего его высшие устремления и достижения. В контексте социально-экономических систем этот субъект рассматривается как формирующаяся и формируемая личность, направление развития которой задаѐтся общественным идеалом. Религиозно-философское понимание культуры, человека и нравственности коренится в классических философских системах античности (Сократ, Платон, Аристотель) и христианской теологии (Климент Александрийский, Ориген, Августин, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Пьер Абеляр и др.). В эту проблематику почти полностью вписывается вся значимая русская философско- культурологическая, философско-антропологическая и философско-этическая традиция: В.Ф. Одоевский, А.С. Хомяков, Д.П. Юткевич, Л.Н. Толстой. Теоретический анализ религиозной, философской и публицистической литературы показал, что с религиозной точки зрения, экономический феномен собственности рассматривается в ракурсе глобальной человеческой деятельности по «освоению» и «присвоению» предметного мира, т.е. как его субъективизация направлена в противовес научному объективизирующему рационализму. Таким образом, проблема синтеза этического и экономического начал, христианского обоснования хозяйственной жизни и еѐ правового обоснования имеет глубокие исторические корни в европейской и русской религиозной философии и культуре. Философско-религиозное наследие Иоанна Златоуста и Л.Н. Толстого затрагивает огромный пласт разнообразных социально-экономических проблем и предлагает теоретически обоснованное и практически аргументированное их решение. Среди них особое место занимает вопрос социального неравенства, разрешение которого открывает горизонты развития общества и личности на христианских основаниях. В Евангелии декларируются идеальные нормы

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=