Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 61 дифференциации благ. «Поэтому, Ŕ утверждает Златоуст. Ŕ не безумно ли тем, которые имеют между собою столько общего Ŕ и природу, и благодать, и обетования, и законы, Ŕ быть пристрастными к богатству, не соблюдать в этом равенства, но превосходить свирепостью зверей» [6, Т. 5, с. 579-580]. б) Рекомендуемые Златоустом способы осуществления идеала в реальной действительности. Учение Златоуста о способах осуществления идеала имущественного равенства включает два различных способа разрешения имущественного неравенства: первым рекомендуемым Златоустом способом разрешения имущественного неравенства является добровольный коммунизм; второй способ разрешения проблемы имущественного неравенства Ŕ индивидуален, но для каждого обязателен Ŕ это отказ от части имущества в пользу бедных, т.е. Иоанн Златоуст признает абстрактную возможность для человека, независимо от внешних условий, достичь высшей степени нравственного развития. В своих работах «Так что же нам делать?», «Неизбежный переворот», «Единая заповедь» и др. Л.Н.Толстой изложил свои взгляды на систему порабощения и неравенства людей. Данная система, по мнению Л.Н. Толстого, опирается на церковно-христианские, государственно-философские и научные теории. Рассматривая эти теории, Л.Н.Толстой писал: «Церковное оправдание говорило, что по своему назначению призваны одни повелевать, другие повиноваться, одни жить в изобилии, другие в нужде, и поэтому кто верит в откровение Бога, тот не может сомневаться в законности положения тех людей, которые по воле Бога призваны повелевать и быть богатыми. Философско- государственное оправдание говорило: государство со всеми учреждениями своими и различиями сословий по правам и имуществам есть та историческая форма, которая необходима для правильного проявления духа в человечестве, и потому то положение по правам и имуществу, которое кто занимает в государстве и обществе, должно быть таковым для правильной жизни человечества. Научная теория говорит: всѐ это вздор и суеверие, плод мысли Ŕ одно Ŕ теологического периода жизни человечества, другое Ŕ метафизического периода. Для изучения законов жизни человеческих обществ есть только один несомненный метод: метод позитивной, опытной критической науки» [8, т. 25, с. 330]. Анализ работы Л.Н. Толстого «Так что же нам делать?» показал, что мыслитель различал три способа порабощения людей в русской истории: 1) «личным насилием и угрозой убийства мечом»; 2) «отнятием у них земли и потому запасов и пищи»; 3) «данью и податью» [8, т. 25, с. 279-280]. Он писал: «…В наше время порабощение большинства людей держится на денежных податях государственных и поземельных, собираемых правительством с их подданных, Ŕ податях, собираемых посредством управления и войска, того самого войска и управления, которые содержатся податями» [8, т. 25, с. 281]. По убеждению Л.Н.Толстого, именно на почве порабощения возникает собственность, порождающая социальное неравенство. Собственность, согласно мыслителю, есть зло, так как она позволяет одним пользоваться трудом других.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=