Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 94 особенности понимания мыслителем прогресса в рамках данного конкретного произведения. Первая из этих характеристик Ŕ телеологичность Ŕ направленность исторического и космического процесса на разумную явную или скрытую цель, которой должна кончиться история, наличие этой цели придает смысл жизни поколений [2]. Второй важной составляющей учения Соловьева о прогрессе является антропоцентризм Ŕ учение о том, что человек Ŕ осуществляющаяся потенция Всеединства, душа мира, центр всеобщего сознания природы [2]. Третьим важным моментом является эволюционизм Соловьева Ŕ понимание возможностей постепенного развития мира и человека без «революционных скачков». Недаром мыслитель настаивает на том, что именно человек в его сегодняшнем несовершенном состоянии способен реализовать подлинное Всеединство[2]. Еще одним важным моментом, помогающим адекватно оценить философскую позицию мыслителя является органоцентризм Ŕ понимание живого организма как единственной подлинной модели развития вселенной [2]. На наш взгляд, конкретные особенности учения о прогрессе, рассмотренные правда в несколько иной перспективе составляют содержание метафизика Всеединства как особого постепенного перехода от реальности абсолютного бытия (Единого) к реальности относительного человеческого бытия, что в конечном итоге и составляет все и Единое как целое. Все является подлинным конкретным содержанием Единого. Это все Ŕ мир и человек как часть мира, в потенции осуществляющая Всеединство. В мире идей это единство актуально и действительно, в человеческом мире лишь потенциально[2]. В Абсолюте (божественном) начале это всеединство уже реализовано, в действительном мире оно лишь ждет своего осуществления в человеческих отношениях. Именно это и составляет по мысли В.С. Соловьева подлинную форму прогресса, когда каждый человек раскрывает в отношении к Абсолютному свою индивидуальность, познавая тем самым истину как положительное единство Всего [2]. Это движение индивидуальности к Абсолюту предполагает раскрытие всего человеческого в человеке, в том числе и через сближение с другими людьми, без чего индивидуальность обречена на эгоизм и гибель. Традиционную для обыденного мышления установку: если существую я, то существуют и другие», Соловьев рассматривает как «если существуют другие, то существую и я» [2]. Однако, эгоизм человека отдаляет его от всеединства. Но здесь следует отметить, что самым пагубным здесь является не то, что человек высоко себя ценит (в этом он прав), а в том, что он умаляет достоинство других. Иначе говоря, ощущая себя центром жизни, человек не способен приписывать тоже самое и другим людям. Лишь любовь способна устранить этот эгоизм, лишь она способна дать познать другой центр жизни, принять истину другого. Соловьев поручает это именно половой любви в силу того, что лишь она наиболее интенсивна и вовлекает все существо человека. Любовь по Соловьеву есть спасение индивидуальности через столкновение с миром другого человека, жертва эгоизма [2].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=