Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 95 Человек в отличие от других существ природы наделен способностью познавать и осуществлять истину, он может быть отражением абсолютного целого. В природе также существует истина. Однако, как отмечает Соловьев, она осуществляется неведомо для каждого конкретного существа. Таким образом, только человек может вмещать в себя эту истину. Но первоначально каждый человек находится вне истины и потому, чтобы человеческое существо нашло во всеединстве свое оправдание и развитие, необходимо не только сознание истины, но должно быть в истине. Для этого, как отмечает Соловьев, человеку необходимо перестать ощущать себя как обособленную частицу всемирного целого. Как пишет Соловьев для необходимо столкновение с миром другого человека. Это столкновение Ŕ принятие противоположности другого как себя. Именно приняв другого человека и всецело утратив свой эгоизм, человек обретает свою истину, свою индивидуальность. Этот парадокс учения Соловьева, предполагающий принятие себя через отказ от своего и принятие другого находит свое объяснение в метафизике Всеединства, где Бог есть Все, а человек нечто, становящееся Всем через снятие внутренней грани, отделяющей Него от другого [2]. Это богочеловеческое действие и составляет по Соловьеву подлинный прогресс, который возможен как действительный, непреходящий смысл любви. При этом сохранение всеединства как конкретного равновесия между Единым и Всем предполагает прогресс как постепенное восхождение частных реальностей Всеединства к всеединству как Целому, вхождение в Иное. Рассуждая о совершенстве общества, основанном на взаимной любви и милосердии (а такое общество не будет нуждаться в правосудии и законах), Соловьев приводит классификацию любви [1]. Отдавая большое значение половой любви, Соловьев также указывает на необходимость универсальной, отвлеченной любви. Таким образом, существует 2 вида любви: восходящая и нисходящая. Первый вид любви является нам, когда мы любим высшее существо и «получаем от него духовное богатство, которое мы не можем достичь своими собственными усилиями». Второй вид основан на любви к низшим по отношению к нам существам - здесь мы отдаем свое духовное богатство. Слияние двух видов любви и дает человеку развитие и приближение к Всеединству. Любовь дает возможность человеку выйти из границ своего раздробленного существования и приобщиться к единству мира. По Соловьеву любовь есть воссоединение человека и, через человека, всего существования [3]. Человек проходит три этапа единения: 1.Обретение человеком вечной истинной связи с возлюбленной. Муж и жена соединены силой истинной любви, отождествляющей обе жизни в их безусловной сущнocти. Данная любовь самая конкретная и потому самая сильная. Она является основой для других видов и создает посредством истинного брака «истинные индивидуальные элементы совершенного общества, воплощенной Софии» [3]. 2. Воссоединение отдельного человека с собирательном человечеством. Всякий индивид отделен от общества в силу желания господства над другими,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=