Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 129 Л . С . Маркова отмечает , что у детей с задержкой в развитии наблюдаются бедность мимики , слабость и недифференцированность эмоций . Нарушения выразительной моторики , неумение правильно выразить свои чувства , скованность , неловкость или неадекватность мимико - жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и со взрослыми . Дети с бедной экспрессией полностью не улавливают , что им сообщается бессловесным образом другими , неправильно оценивают и их отношение к себе , что , в свою очередь , может быть причиной углубления у них астенических черт характера и появления вторичных невротических наслоений [6]. Качественные особенности незрелости эмоционально - волевой сферы могут быть компенсированы под воздействием педагогических факторов – специально организованных коррекционно - развивающих воздействий [5]. И театрализованная деятельность может рассматриваться как средство развития эмоционального опыта и экспрессивности ребенка . Игра - драматизация является разновидностью театрализованной деятельности дошкольников и представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений [1]. В ней происходит сближение детей с персонажами произведения , что позволяет создать условия для развития обеих составляющих эмоциональной – понимания внешних признаков эмоциональных состояний и умения выражать их вербальными и невербальными способами . Поэтому наше экспериментальное исследование было посвящено определению педагогических условий развития эмоциональной экспрессии детей 6 лет с задержкой психического развития в играх - драматизациях . В ходе эксперимента применялась диагностическая программа , включающая в себя два направления . Первое было представлено стандартизированными методиками « Изучение способности к распознаванию эмоциональных состояний детей дошкольного и младшего школьного возраста » ( Л . Ф . Фатихова и А . А . Харисова ), « Изучение эмоциональной сферы ребенка » ( В . М . Минаева ), « Изучение мимической моторики » ( Г . А . Волкова ), « Определи выражение лица » ( Л . Ю . Субботина ). Критериальная база для диагностики развития эмоциональной экспрессии по данному направлению была подобрана на основании исследований Е . И . Изотовой [3] и Н . С . Ежковой [2]: восприятие эмоционально - экспрессивных состояний ( адекватность восприятия основных эмоциональных состояний ; самостоятельность в выявлении и назывании экспрессивных признаков : мимических , жестовых и голосовых ) и характер экспрессивных проявлений ( наличие эмоциональных проявлений у детей ; соответствие экспрессивных признаков эмоциональному содержанию ). На ее основе были выделены уровни развития эмоциональной экспрессии старших дошкольников с ЗПР . Высокий : дети узнают эмоционально - экспрессивное состояние , могут охарактеризовать признаки его внешнего проявления . Экспрессивные признаки соответствуют эмоциональному содержанию .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=